Юриспруденция » Приказная система управления в России

Приказная система управления в России

В конце XV - начале XVI в. формируются общегосударственные органы управления. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дво­рец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появ­ляются специальные учреждения – «пути», отвечавшие за отдель­ные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они стали именоваться приказами. В начале XVI в. функционировало не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю тер­риторию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы - Тверс­кой, Новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования ор­ганов государственного управления растянулся на несколько де­сятилетий и занял всю первую половину XVI в.

Образование приказной системы. Появление приказов – органов центр­ального отраслевого управления - связано с созданием единого Русского государства. Первые приказы упоминаются в источниках с конца XV в. Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в.

Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций. Создавались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организа­ции и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществ­ление отдельных функций единого Русского государства поруча­лось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам – дьякам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения (приказы в буквальном смысле слова) приобретали постоянный харак­тер, превращаясь в «пути» в своего рода отрасли управления. Стояв­шие во главе «пути» бояре именовались путными. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники - дья­ки и подьячие. Так появлялись канцелярии - «избы». На последнем этапе примерно к середине XVI в. возникают постоянно действую­щие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов. Условно процесс формиро­вания приказов можно представить следующей схемой:

«ПУТЬ»

(постоянное поручение, «отрасль» управления)

Во второй половине XVI в. приказными становятся почти все отрасли государственного управления. Важнейшую роль в госу­дарственной системе играли общегосударственные приказы: Ка­зенный (известен с 1512 г., хранил царскую казну и печать); Раз­рядный (впервые упомянут в 1531 г., ведал служилыми людьми, назначал воевод в полки, руководил военными действиями); По­сольский (существовал с 1549 г., вел дипломатическую перепис­ку, организовывал прием послов, занимался выкупом и обменом пленных); Поместный (выделился из Разрядного приказа после 1555 г., ведал наделением дворян поместьями, производил опи­сания земель, рассматривал споры по земельным делам).

Военные функции, кроме упомянутого выше Разрядного при­каза, выполняли также Стрелецкий, Оружейный, Бронный, Пуш­карский приказы и Приказ каменных дел. Последний занимался главным образом строительством крепостей и укреплений. Обще­государственное значение имели также Разбойный, Земский (осу­ществлял как и Разбойный приказ, административно-полицейс­кие функции, но только по Москве и Московскому уезду), Ямс­кой и некоторые другие приказы. Особое место занимал Челобит­ный приказ, учрежденный в 1550 г. и занимавшийся приемом и разбором челобитных грамот, поступавших на имя царя. Этот при­каз являлся своеобразным контрольным органом государства.

С 60-х гг. XVI в. стали создаваться территориальные, или облас­тные, приказы. Они осуществляли государственное управление на присоединявшихся к Русскому государству землях. Первым таким приказом был Приказ Казанского дворца. В 90-х гг. XVI в. создают­ся судные приказы, заведовавшие судами для служилых людей на определенной территории: Московский, Владимирский, Дмит­ровский и Казанский. Функции ряда приказов были ограничены управлением царским дворцом и хозяйством: Приказ Большого дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий. Эти приказы относились к группе дворцовых и подчинялись непос­редственно царю.

Характерной особенностью приказной системы было сосредоточение в ведении приказов не только управленческих, но и судебных функций. Поэтому бояре, возглавлявшие приказы, обыч­но именовались судьями. Помощниками боярина-судьи являлись дьяки. Они ведали делопроизводством, выполняли отдельные по­учения, руководили структурными подразделениями - столами. В штат приказов входил делопроизводственный персонал - подьячие, подразделявшиеся на старших, средних и младших.

В 30- 50-х гг. XVI в. была проведена реформа местного управления, приведшая к ликвидации кормлений. Власть наместников и волостелей упразднялас­ь и заменялась выборными губными и земскими учреждениями, компетенция которых определялась специальными грамотами.

Губные учреждения осуществляли административно-полицей­ские и судебные функции на местах. Они состояли из губных изб во главе с одним -двумя губными старостами, избиравшимися дво­рянами и детьми боярскими. В помощь старостам выбирались из состоятельных крестьян и посадских людей губные целовальники ­(они, принося присягу, целовали крест) и полицейские чины: сотские, пятидесятские, десятские. Губным избам была подчине­на территория округа - губа, первоначально совпадавшая с во­лостью или городом, а позднее Включавшая в свой состав один­ - два уезда. Контроль за деятельностью губных органов осуществлял Разбойный приказ. В нем же утверждался в должности избранный губной староста.

Земские учреждения возникли позднее губных. В ведении земс­ких изб находился сбор казенных податей, надзор за исполнени­ем повинностей, разбор гражданских и незначительных уголов­ных дел. Состав земских изб также формировался путем выборов. В уездах и волостях крестьяне черносошных и дворцовых земель и посадские люди избирали из своей среды «излюбленных голов» - земских старост и «лучших людей» - земских целовальников и судей. Территория, на которой действовала земская изба, совпа­дала с городом или волостью. Однако проживавшие на ней бояре и дворяне были изъяты из компетенции земских органов. Земские избы были подконтрольны различным приказам.

Губные и земские органы создавались постепенно, путем «жа­лования» грамот отдельным местностям. Единого указа об их вве­дении издано не было. Осуществление губной и земской реформ привело к появлению сословно-представительных учреждений на местах, что отвечало интересам дворянства, верхушки посада и зажиточной части черносошного крестьянства.

Вывод Появление приказов – органов центр­ального отраслевого управления - связано с созданием единого Русского государства. Так же была проведена реформа местного управления, приведшая к ликвидации кормлений. Власть наместников и волостелей упразднялас­ь и заменялась выборными губными и земскими учреждениями, компетенция которых определялась специальными грамотами.

Смотрите также:

Особенности порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан в органах внутренних дел
Принятие ФЗ об обращениях граждан обусловило необходимость внесения изменений в существовавший ранее порядок рассмотрения обращений граждан в некоторых органах, например, в Вооруженных Силах РФ, в органах внутренних дел, в органах прокуратуры. Для названных органов обращения граждан представляют ос ...

Разделы государственного кадастра недвижимости
Согласно статье 13 ФЗ «О государственном кадастре»: 1. Государственный кадастр недвижимости: - реестра объектов недвижимости; - кадастровых дел; - кадастровых карт. 2. В реестре объектов недвижимости содержатся сведения об объектах недвижимости. Он состоит из: - реестров объектов недвижимости кадас ...

Понятие и значение сроков в гражданском праве
Всякое бытие, включая общественные отношения, регулируемые гражданским правом, существует во времени и пространстве, которое во многих случаях оказывает важное влияние на их развитие. Истечение определенного отрезка времени (срока) имеет большое значение в гражданском праве. Оно представляет собой ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru