Юриспруденция » Конвенция ООН по морском праву о разделе и охране морских пространств

Конвенция ООН по морском праву о разделе и охране морских пространств

Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага – его архипелажных вод, т.е. на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными данными, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние воды являются частью территории государства, которое устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвенции ООН от 1982 года и норм международного права. К внутренним морским водам относятся:

-воды портов до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями; -воды заливов, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морские мили. Если линия входа в залив (бухту, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24 мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление; -воды заливов, бухт, морей и проливов, исторически принадлежащие данному государству

независимо от ширины линии естественного входа (залив Петра Великого, Гудзонов (Канада), Белое и Карское моря), так как традиционно, в силу географических особенностей, а также экономической и оборонной значимости, принадлежали данному государству; - воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда вдоль берега расположена цепь островов. Эти линии должны быть нанесены на карты и доведены другим государствам.

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние морские воды и порты, пребывания в них и выхода. Режим устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами. Правовой режим морских вод Украины определен Законом Украины «О государственной границе», а также Таможенным и Водным кодексами Украины. Эти правила доводятся к всеобщему сведению в Извещениях мореплавателя, лоциях, справочниках. Иностранные суда во внутренние воды и порты могут входить по разрешению. Гражданским судам разрешается свободный вход в объявленные открытые порты, перечень которых определяется государством по своему усмотрению и доводится ежегодно в Извещениях мореплавателя. Следуя в порт, судно обязано информировать о времени прихода. Военные суда заходят в воды прибрежного государства по разрешению или приглашению. Не требуется разрешения, если на их борту находятся главы государств или правительств. Без разрешения военными судами осуществляется вынужденный заход при чрезвычайных обстоятельствах, авариях, необходимости оказания медпомощи, доставке спасенных людей.

При наличии ядерных установок или оружия определяется особый порядок захода, предписываются ограничения или запрещается вход. Все иностранные суда, прибывшие в порт, подлежат пограничному, санитарному, таможенному и экологическому осмотру, при этом военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Выгрузка или погрузка груза осуществляется при таможенном контроле. При погрузке груза на военный корабль взимается пошлина. Согласно конвенции 1965 г. по облегчению международного морского судоходства упрощены формальности к документам и процедурам. Плата за заход судов и пребывание в порту не берется, берется только за оказание услуг (ремонт, буксировка, использование механизмов, лоцманская проводка и т.д.). Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыболовство, иной промысел могут осуществляться только на основании специальных международных соглашений или по разрешению. На невоенные суда распространяется юрисдикция прибрежного государства, т.е. в отношении этих судов могут проводиться расследования при совершении противоправных действий: если преступление посягает на общественный порядок, безопасность государства, если имеется просьба капитана, борьбы с оборотом наркотических средств, противодействия торговли людьми. Прибрежное государство может осуществить расследование, арест, обыск, рассмотрение дела в суде. При предъявлении иска на судно может быть наложен арест. Иммунитетом от юрисдикции пользуются государственные не коммерческие и военные суда. При нарушении режима военным кораблем ему предлагается покинуть порт. В целях безопасности мореплавания каждое судно подлежит освидетельствованию со стороны прибрежного государства. Если судно или оборудование на борту не отвечает предъявленным требованиям, то выход в море может быть запрещен.

В конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и конвенции ООН 1982 г. отражена специфика территориального моря. Территориальное море – это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и островам), а также к внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства. В соответствии с требованиями норм международного права каждое прибрежное государство своим национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря т.к. его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства. Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. Такое исчисление ширины территориального моря осуществляется в большинстве странах, это РФ, Польша, Индия. В отдельных государствах эта ширина составляет 6 миль (Греция,), 4 мили (Норвегия), 3 морских мили США, ФРГ). Отсчет ширины территориального моря осуществляется: от линии наибольшего отлива; от условной линии внутренних вод; от прямых исходных, так называемых базисных линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья, особенно там, где береговая линия сильно изрезана и вдоль берега имеется цепь островов. Географические координаты точек, через которые проходят прямые исходные, утверждаются Кабинетом Министров Украины. Если берега двух государств находятся друг против друга, то в качестве разграничительной линии используется средняя линия, которая проводится таким образом, чтобы каждая ее точка являлась равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. При достижении согласия государства могут избрать иной способ разграничения ширины территориального моря. Правовой режим территориального моря, его дна, воздушного пространства над ним является составной частью территории прибрежного государства и находится под суверенитетом прибрежного государства с соблюдением норм международного права. Территориальное море играет важную роль в международном судоходстве, что обуславливает особенности его правового режима. Заключается это в праве мирного похода. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море (ст.17 Конвенции ООН) и предварительного разрешения властей прибрежного государства не требуется. Под проходом понимается плавание с целью: пересечь море, не заходя во внутренние воды; пройти во внутренние воды и выйти из них. Условиями такого прохода: этот проход должен быть непрерывным и быстрым, он может включать остановку и стоянку на якоре, если связано с обычным плаванием или чрезвычайными обстоятельствами. Подводные средства должны передвигаться по поверхности.

Ст.19 Конвенции ООН называет перечень действий, которые рассматриваются как нарушение мира, безопасности прибрежного государства: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или ведение пропаганды против прибрежного государства; подъем в воздух или принятия на борт любого летательного аппарата, рыболовная, научная, исследовательская и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному походу; создание помех связи.

Прибрежное государство имеет право принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства. Промысловая и иная деятельность возможна с разрешения властей прибрежного государства или специального соглашения между государствами. Также имеет право устанавливать морские коридоры и схемы движения, а также приостанавливать в определенных районах право мирного прохода, если это необходимо для его безопасности. Суда обязаны соблюдать установленный в территориальном море режим. К судам, нарушающим режим мирного прохода, могут применяться меры пресечения которые зависят от вида судна (военное или нет) и характера нарушения. Это такие меры как остановить судно и провести опрос о целях захода в территориальные воды, при необходимости провести осмотр, поднять флаг, если он не был поднят, предложить изменить курс. Суда-нарушители могут быть задержаны и доставлены в ближайший порт Украины, а команда привлечена к ответственности. Если судно нарушило режим территориального моря, то прибрежное государство может осуществить преследование в открытом море, если оно было начато в территориальных водах Украины и велось непрерывно. В тоже время, уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море для ареста какого-либо лица, или производства расследования в связи с совершением любого преступления, которое было совершенно на борту судна. Однако, конвенцией предусмотрены исключения: если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; если преступление нарушает спокойствие в стране или порядок в территориальном море; если капитан судна, дипломатический работник или консул, или лицо государства флага обратилось с просьбой об оказании помощи; если такие меры необходимы для пресечения торговли наркотических средств или психотропных веществ, а также торговлей людьми. Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна. Меры взыскания или ареста по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам. Военные корабли пользуются иммунитетом, если ими нарушаются правила режима, то прибрежное государство требует покинуть этот район. За ущерб, причиненный военными кораблями, государство флаг несет международную ответственность.

Существует так называемая прилежащая зона – это часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях. Согласно ст.33 Конвенции ООН по морскому праву контроль может быть необходим: для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил; для наказания за нарушение этих правил. Она не может простираться за пределы 24 морских мили, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море. За нарушение режима прилегающей зоны может быть преследование нарушителя, в том числе и

в открытом море, если оно начато в этой зоне и ведется непрерывно для защиты суверенных прав.

Смотрите также:

Договор купли – продажи
Самой распространенной сделкой, направленной на отчуждение жилья, является договор купли-продажи жилого помещения. Согласно п.1 ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять ...

Сравнительный анализ правового статуса НКО и коммерческих юридических лиц
Правила, проводящие границу между коммерческими и некоммерческими организациями как различными субъектами гражданского права, с характерными для них особенностями участия в общественных отношениях условно можно разделить на две группы: первая - это нормы, определяющие основы правосубъектности орган ...

Современное состояние учета
Административные правонарушения, выявляемые милицией, учитываются на региональном и федеральном уровнях. Нарушение правил дорожного движения учитываются в ГАИ. Согласно правилам учета дорожно-транспортных правонарушений 1995 г. в государственную отчетность включаются лишь те, которые привели к гибе ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru