Юриспруденция » Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования

Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования

Понятие компетентностного подхода получило распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства. Обращение к компетентностному подходу связано со стремлением определить необходимые изменения в правовом образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе. Неудовлетворенность, как общества, так и личности современным процессом образования, его отчужденностью, отстраненностью от потребностей личности, определяющихся современными условиями жизни.

Компетентностный подход как основа обновления правового образования объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практических ситуациях. В понятие компетентность заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата.

Смысл применения компетентностного подхода в правовом образовании, в том чтобы способствовать созданию полноценного гражданского общества, с искоренением таких негативных явлений как правовой нигилизм и делентантизм.

Учитель остается ключевой фигурой в образовании. Именно в нем концентрируются все проблемы и все достижения современной педагогической практики, именно он является основным проводником компетентностного подхода в учебный процесс. Внедрять в жизнь изменение в правовом образовании предстоит учителям права. Ведь именно они будут формировать у подрастающего поколения правовую культуры поведения, позицию гражданственности, готовить их к правильному пониманию и пользованию своими правами и выполнению своих обязанностей в общественной жизни государства. У учителя права должны быть сформированы специальные компетенции, позволяющие ему решать профессиональные задачи правового образования.

Изменяются требования к специалистам-профессионалам. Главная проблема существующей системы образования заключается в ее неэффективности. Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого роста и развития экономики и общества любой страны.

Подготовка педагога относится к числу проблем, которые всегда актуальны: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к подготовке подрастающего поколения и это естественным образом отражается во взглядах на систему профессиональной подготовки преподавателей.

Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу обозначило важную проблему реформирования системы правового образования – повышение его качества. Решение поставленных задач связывается с разработкой идей компетентностного подхода. При этом требования к профессии превращаются в своего рода пакеты компетенций, так как на рынке труда оцениваются не сами по себе знания, а способность выполнять определенные функции.

Учитель права, должен быть готовым осуществлять правовое обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, для этого у него должны быть сформированы специальные компетенции.

Предлагаемая инновационная норма образовательного стандарта высшего профессионального образования – компетенция – позволяет оценивать результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки выпускника и является такой характеристикой, которая дает возможность молодому специалисту эффективно реализовать профессиональные возможности.

У учителя права необходимо сформировать профессиональную компетентность на уровне, который позволит находить творческое решение педагогических задач в области правового образования в различных ситуациях.

Специальные компетенции являются показателем внутреннего, субъективного содержания личности педагога, его сугубо индивидуальной профессиональной характеристикой. Она не может рассматриваться как результат механического внедрения в сознание педагога многообразных внешних воздействий, прежде всего профессиональных знаний.

Сегодня актуальна разработка объективных, современных, соотнесенных с поставленными целями и задачами, технологий оценки качества сформированности правовых компетенций.

Оценка качества полученного образования при компетентностном подходе заключается не в оценке объёма полученных учащимися знаний, а в оценке уровня сформированности заявленного набора компетенций. Внедрение компетентностного подхода в образование не может быть успешным без разработки научной и методической базы в области оценивания уровня сформированности компетенций.

Актуальность исследования - определяется в переходе к федеральным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения, разработанным на основе компетентностного подхода и требующим модернизации содержания правового образования, новых методов правового образования, разработки специальных правовых компетенций учителя права и критериев оценки их сформированности.

Цель исследования - проанализировать систему правового образования, определить направления модернизации правового образования при переходе к федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения, разработанным на основе компетентностного подхода, выделить специальные компетенции учителя права и выработать критерии оценки уровня сформированности правовых компетенций педагога.

Задачи исследования:

- проанализировать сущность и уровни правового образования;

- проанализировать существующие классификации методов правового образования;

- изучить общую характеристику компетентностного подхода в образовании;

- определить специальные компетенции будущего учителя права;

- сформировать критерии оценки уровня сформированности правовых компетенций педагога.

Объект исследования - система взаимоотношений субъектов педагогического процесса в условиях обновления содержания правового образования в современном российском обществе.

Предмет исследования – компетентностная модель будущего учителя права.

Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, систематизация, сравнение, изучение документов, сопоставление.

Степень разработанности темы: данная тема разработана и теоретически и практически не достаточно хорошо. В научной литературе основное внимание уделяют ключевым компетенциям, мало изучен вопрос о специальных компетенциях. Утверждены федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, однако отсутствует выделения специальных компетенций учителя права и критерии оценки сформированности правовых компетенций педагога.

Структура данной дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Смотрите также:

Юридическая природа и характеристика лизинга
Появление и дальнейшее развитие конструкции лизинга в действующем российском законодательстве имеет огромное значение для подъема экономики России, и поэтому надежное правовое обеспечение лизинговых отношений – есть гарантия успешного развития лизингового бизнеса. Как на Западе, так и в России нача ...

Практическое значение невменяемости и ограниченной вменяемости
Как известно, уголовный закон установил, что субъектом преступления может быть лишь вменяемое лицо. Вменяемость наряду с достижением установленного возраста выступает в качестве условия уголовной ответственности и является одним из общих признаков субъекта преступления. Вменяемость (от слова " ...

Общая характеристика администрации города Пермь
Город Пермь относится к первой группе крупных городов, градация которых представлены выше. Администрация города Перми - это часть системы органов местного (городского) самоуправления. Местное (городское) самоуправление - форма осуществления народом своей власти, для решения вопросов местного значен ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru