Юриспруденция » Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования

Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования

Понятие компетентностного подхода получило распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства. Обращение к компетентностному подходу связано со стремлением определить необходимые изменения в правовом образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе. Неудовлетворенность, как общества, так и личности современным процессом образования, его отчужденностью, отстраненностью от потребностей личности, определяющихся современными условиями жизни.

Компетентностный подход как основа обновления правового образования объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практических ситуациях. В понятие компетентность заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата.

Смысл применения компетентностного подхода в правовом образовании, в том чтобы способствовать созданию полноценного гражданского общества, с искоренением таких негативных явлений как правовой нигилизм и делентантизм.

Учитель остается ключевой фигурой в образовании. Именно в нем концентрируются все проблемы и все достижения современной педагогической практики, именно он является основным проводником компетентностного подхода в учебный процесс. Внедрять в жизнь изменение в правовом образовании предстоит учителям права. Ведь именно они будут формировать у подрастающего поколения правовую культуры поведения, позицию гражданственности, готовить их к правильному пониманию и пользованию своими правами и выполнению своих обязанностей в общественной жизни государства. У учителя права должны быть сформированы специальные компетенции, позволяющие ему решать профессиональные задачи правового образования.

Изменяются требования к специалистам-профессионалам. Главная проблема существующей системы образования заключается в ее неэффективности. Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого роста и развития экономики и общества любой страны.

Подготовка педагога относится к числу проблем, которые всегда актуальны: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к подготовке подрастающего поколения и это естественным образом отражается во взглядах на систему профессиональной подготовки преподавателей.

Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу обозначило важную проблему реформирования системы правового образования – повышение его качества. Решение поставленных задач связывается с разработкой идей компетентностного подхода. При этом требования к профессии превращаются в своего рода пакеты компетенций, так как на рынке труда оцениваются не сами по себе знания, а способность выполнять определенные функции.

Учитель права, должен быть готовым осуществлять правовое обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, для этого у него должны быть сформированы специальные компетенции.

Предлагаемая инновационная норма образовательного стандарта высшего профессионального образования – компетенция – позволяет оценивать результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки выпускника и является такой характеристикой, которая дает возможность молодому специалисту эффективно реализовать профессиональные возможности.

У учителя права необходимо сформировать профессиональную компетентность на уровне, который позволит находить творческое решение педагогических задач в области правового образования в различных ситуациях.

Специальные компетенции являются показателем внутреннего, субъективного содержания личности педагога, его сугубо индивидуальной профессиональной характеристикой. Она не может рассматриваться как результат механического внедрения в сознание педагога многообразных внешних воздействий, прежде всего профессиональных знаний.

Сегодня актуальна разработка объективных, современных, соотнесенных с поставленными целями и задачами, технологий оценки качества сформированности правовых компетенций.

Оценка качества полученного образования при компетентностном подходе заключается не в оценке объёма полученных учащимися знаний, а в оценке уровня сформированности заявленного набора компетенций. Внедрение компетентностного подхода в образование не может быть успешным без разработки научной и методической базы в области оценивания уровня сформированности компетенций.

Актуальность исследования - определяется в переходе к федеральным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения, разработанным на основе компетентностного подхода и требующим модернизации содержания правового образования, новых методов правового образования, разработки специальных правовых компетенций учителя права и критериев оценки их сформированности.

Цель исследования - проанализировать систему правового образования, определить направления модернизации правового образования при переходе к федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения, разработанным на основе компетентностного подхода, выделить специальные компетенции учителя права и выработать критерии оценки уровня сформированности правовых компетенций педагога.

Задачи исследования:

- проанализировать сущность и уровни правового образования;

- проанализировать существующие классификации методов правового образования;

- изучить общую характеристику компетентностного подхода в образовании;

- определить специальные компетенции будущего учителя права;

- сформировать критерии оценки уровня сформированности правовых компетенций педагога.

Объект исследования - система взаимоотношений субъектов педагогического процесса в условиях обновления содержания правового образования в современном российском обществе.

Предмет исследования – компетентностная модель будущего учителя права.

Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, систематизация, сравнение, изучение документов, сопоставление.

Степень разработанности темы: данная тема разработана и теоретически и практически не достаточно хорошо. В научной литературе основное внимание уделяют ключевым компетенциям, мало изучен вопрос о специальных компетенциях. Утверждены федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, однако отсутствует выделения специальных компетенций учителя права и критерии оценки сформированности правовых компетенций педагога.

Структура данной дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Смотрите также:

Прерогативы президента в вопросе о гражданстве
Согласно п. "а" ст. 89 Конституции РФ, Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. "в" ст. 71 к ведению Российской Федерации вопросы гражданства России решаются, прежде всего федеральным парламентов путем принятия за ...

Договор страхования ответственности за причинение вреда
По правилам ст. 823 ГК может быть застрахована ответственность за причинение вреда жизни, здоровью других лиц. В данном случае применяются правила п. 2 и 3 ст. 853 ГК. В случае, когда по договору страхования ответственности за причинение вреда (ст. 823 ГК) застрахована ответственность не самого стр ...

Приостановление срока исковой давности
Приостановление срока исковой давности означает, что ее течение не происходит на отрезке времени, когда по предусмотренным законом обстоятельствам защиту прав осуществить невозможно. Исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в ГК РФ. Первое из них - непреодолимая сила (пп. 1 п. 1 ст. 20 ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru