Юриспруденция » Центр и регионы в современной России: от партикуляризма к централизации

Центр и регионы в современной России: от партикуляризма к централизации

Одной из важнейших проблем в современной России является, на мой взгляд, определение положения регионов в ее политико-территориальной системе, что весьма существенно для анализа альтернатив развития государства. Попытки решения данной проблемы предпринимаются главным образом представителями юридической науки с позиции установления конституционно – правового статуса различных групп российских регионов, устранения противоречий в системах законодательства Федерации и субъектов и т.п. Вместе с тем, было бы интересно взглянуть на нее с позиции мировой теории федерализма, что предполагает комплексный анализ происходящих в России процессов и имеющихся институтов, прежде всего в сфере взаимоотношений центра и регионов.

Политический анализ современного российского федерализма представлен множеством работ, среди которых можно отметить исследования Н.В. Петрова, В.Б. Пастухова, А.И. Казакова и др., посвященные изучению политического пространства федерации и регионов, этнической составляющей российской модели федерализма, проблемных точек ее становления, отдельным аспектам реформы федеративных отношений, поискам «нового» федерализма для России.

Объектом исследования данной работы являются федеративные системы.

Целью работы является историко-политический анализ трансформации имперских систем путем разработки методологии исследования динамики сложносоставных территориальных систем и ее применение к истории и современной практики Российского государства.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) исследование соотношения советской федерации, причин и последствий распада Советского Союза как своеобразной имперско-федеративной системы;

2) рассмотрение РФ как результата трансформации Российской и советской империи, с характеристикой российской модели федерализма в качестве переходной от советской к классической и изучением динамики отношений центра и периферии в период реформы;

3) анализ возможных перспектив развития современной России как политико-территориальной системы, включая выявление возможных альтернатив во внутренней и внешней политике.

Кроме того, в работе использованы специальные методы исследования: институционный, в соответствии с которым анализировался организационный аспект федеративных систем; формально – юридический, используемый при анализе государственно – правового устройства сложных территориальных систем; историко-генетический, предполагающий изучение проблемы в ее последовательном временном развитии.

Российская модель трансформации имперской системы в федеративную отличается качественной спецификой, которая определялась такой чертой как, промежуточным положением между западной и восточной цивилизациями, что способствовало противоречивости процесса трансформации.

Российская федеративная система как результат длительного процесса трансформации прежней территориальной системы характеризуется значительной спецификой, которая выражается: 1) в наличии значительных остаточных явлений советской модели федерализма; 2) в переходности ее современного состояния, от советской модели к классической; 3) в усилении позиции федерального центра, имеющего неоднозначные последствия – снижение национального сепаратизма и сокращение региональных инициатив. Дальнейшее реформирование российского федерализма, проводимое аналогичными методами, не позволяет прогнозировать кардинальных изменений его современного состояния.

Смотрите также:

Права и обязанности сторон договора
Как мы уже упоминали, основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. В их число входят: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени ...

Система управления государственной собственностью
Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью (рис. 3, 4), под которой понимается совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по упра ...

Порядок формирования и компетенция органов судебного конституционного контроля
Судебный конституционный контроль есть проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами. Существует две разновидности судебного конституционного контроля: 1) конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции - «американская» (англосаксонская модель) (С ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru