Юриспруденция » Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции

В России до революции 1917 года договора транспортной экспедиции как такового не существовало. Отдельные его элементы можно было встретить в договорах перевозки, которые заключались с транспортно-экспедиторскими компаниями того времени – частными обществами транспортирования кладей.

Проект Гражданского уложения Российской Империи 1910 года относил экспедиционные сделки к подвиду договора комиссии, то есть предусматривал гораздо более узкую трактовку содержания договора транспортной экспедиции. Но создатели ГУ совершенно не принимали в расчет необходимость совершения кроме юридических еще и фактических действий по сопровождению процесса перевозки. Такое положение дел объяснялось неразвитостью рынка транспортных услуг в условиях как дореволюционной России, так и в первые десятилетия советской власти.

Точкой отсчета в активном развитии и становлении рынка транспортно-экспедиционных услуг, пожалуй, следует считать реформу управления автомобильным транспортом, проводившуюся в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века. В ее ходе в республиках СССР были созданы министерства автомобильного транспорта, при которых появились транспортно-экспедиционные предприятия. Кроме того, в структуре автотранспортных организаций общего пользования появились специальные подразделения – транспортно-экспедиционные службы и отделы. Однако основы гражданского законодательства 1961 года и Гражданский кодекс РСФСР 1964 года по-прежнему не содержали правовых норм о договоре транспортной экспедиции как самостоятельном виде договора.

В 1979 году Совет министров СССР установил, что именно автотранспортные предприятия и только они могут осуществлять транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей при перевозке грузов всеми видами транспорта (как в прямом, так и в смешанном сообщении). Весь спектр возможных услуг подразделяли на юридические действия (заключение договоров перевозки, расчет за транспортировку и т. п.) и фактические или операции производственного характера (осуществление погрузочно-разгрузочных работ, хранение, упаковка, взвешивание и т. д.).

6 февраля 1981 года Минавтотранс РСФСР утвердил Типовой годовой договор на централизованную перевозку грузов со станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты. Именно на основе этого договора в течение долгого времени строили свои отношения с экспедиторами советские организации и учреждения, если им надо было отправлять или получать грузы. Кроме того, в 1984 году были приняты Правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР. Некоторые нормы содержались в уставах и кодексах, регулирующих деятельность отдельных видов транспорта.

Во второй части Гражданского кодекса РФ 1996 года появилась глава № 41, в которой содержалось понятие договора транспортной экспедиции, устанавливались требования к форме его заключения (обязательная письменная форма и доверенность в случае необходимости), а также определялись основные моменты деятельности экспедитора.

Принятый 30 июня 2003 года Федеральный закон № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее – Закон), вступивший в действие 3 июля 2003 года, определил порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности и оформления перевозочных документов, а также разграничил права и обязанности сторон договора (за исключением деятельности, осуществляемой в области почтовой связи). Статья 2 Закона возлагает на Правительство РФ утверждение правил транспортно-экспедиционной деятельности.

5 августа 2003 года Высший арбитражный суд РФ выпустил Информационное письмо № С5-7/УЗ-886, которое носит рекомендательный характер и заостряет внимание участников делового оборота на некоторых принципиальных моментах указанного Закона.

Безусловно, необходимо отметить и такие отраслевые нормативно-правовые акты, как Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.(КТМ), Кодекс внутреннего водного транспорта от 7 марта 2001 г. (КВВТ), Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г.(УЖТ) и пр.

Характеризуя правовую природу договора транспортной экспедиции, его зачастую определяют как разновидность или вид договора возмездного оказания услуг. Вместе с тем договор транспортной экспедиции представляет собой самостоятельный вид гражданско-правового договора. В соответствии со ст.801 ГК РФ под договором транспортной экспедиции понимается такой договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Сторонами договора являются экспедитор и клиент. Договор транспортной экспедиции имеет следующую правовую природу: консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий. Основным признаком договора транспортной экспедиции, выделяющим его из числа всех остальных договоров является особенность предмета данного договора, которая заключается в том, что все услуги, оказываемые клиенту экспедитором, подчинены единой цели-обеспечению перевозки груза. Другим важным признаком договора транспортной экспедиции, позволяющим отграничивать указанный договор, в частности от договоров поручения и комиссии, является наличие в обязательствах экспедитора обязанности совершать как юридические, так и фактические действия, направленные на обеспечение перевозки груза.

Вопросам ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции посвящена ст.803 ГК РФ. Во-первых, данной статьей предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ. Во-вторых, указанная статья содержит специальное правило: если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Таким образом, общие положения об основаниях и размере ответственности за нарушения гражданско- правовых обязательств распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

Что касается единственного исключения, когда ответственность экспедитора подвергается специальному регулированию, то оно затрагивает лишь те ситуации, когда по условиям договора транспортной экспедиции на экспедитора возложена обязанность заключить договор (договоры) перевозки от своего имени, поскольку только в этом случае на перевозчика может быть возложена ответственность перед экспедитором. Если же договор перевозки заключается экспедитором от имени и по его доверенности, то лицом, располагающим правом привлечения перевозчика к ответственности, будет не экспедитор, а клиент, который является стороной в договоре перевозки. Характерной чертой ответственности за нарушение обязательств по перевозке груза является ее ограниченный характер.

Применительно к отдельным нарушениям условий договора перевозки груза ответственность перевозчика установлена либо в форме возмещения прямого ущерба или его части (но не упущенной выгоды), например за несохранность груза, либо в форме исключительной неустойки, в частности за просрочку его доставки. Ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение строится на общих основаниях. Единственным обстоятельством, которое может служить основанием освобождения экспедитора от ответственности за нарушение своих обязательств (если оно будет доказано экспедитором), является невозможность их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ).

Возложение исполнения обязательства не третье лицо также не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции (ст.805 ГК РФ). Существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие у его сторон права на односторонний отказ от исполнения договора. Согласно ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки.

Смотрите также:

Субъекты административного процесса, административно-юрисдикционной деятельности
Законодательство содержит административно – процессуальные нормы, определяющие круг субъектов административного процесса, их процессуальные права и обязанности, принципы рассмотрения дел и ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, на базе которых возникают и реализуются адми ...

Опека и попечительство
Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекун является представителем недееспособных в силу закона (так называемое законное представительство. Согласно ст. 48 ГПК права и охраняемые законом интересы неде ...

Действие нормативно-правового акта во времени
Действие нормативно-правового акта во времени предполагает установление процедуры, которая определяет вступление в силу нормативно-правового акта, а также утраты его юридического значения. Момент начала действия нормативных актов определяется двумя правилами: – если в нормативном акте указано время ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru