Юриспруденция » Правовые основы исправительной системы осужденных

Правовые основы исправительной системы осужденных

Актуальность темы определяется законодательным положением о том, что исправление осужденных является главной задачей уголовно-исполнительной системы. В ст.1 УИК РФ прямо указано на то, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Исправление осужденных, говорится в ст.9 УИК РФ – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Это, как показывает жизнь, - непростые задачи. Они как раз и определяют актуальность темы настоящей дипломной работы.

Карательно-воспитательный процесс в исправительных учреждениях ФСИН России представляет собой синтез наказания, выраженного карательной частью режима, и собственно воспитательных мер, состоящих из дисциплинирующей части режима, труда, воспитательной работы, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия на осужденных.

Особенностью воспитательного процесса в ИУ является его особая задача. Она совпадает с целями наказания и служит эффективности их достижения, особенно цели исправления осужденных.

Следующая особенность заключается в том, что он организуется и проводится на основе применения знаний и опыта исправительной педагогики в условиях исполнения наказания, т.е. в рамках, ограниченных правовыми нормами. Все это подтверждает актуальность и сложность темы дипломной работы. Ее объектом являются общественные отношения, связанные с применением основных средств исправления осужденных, которые определены в законе ( ч.2 ст.9 УИК РФ). Предметом исследования выступают нормы уголовно-исполнительного права, в рамках которых применяются основные средства исправления осужденных. Методологическую основу работы составляет диалектический метод научного познания. Наряду с ним, в работе использовались также общенаучные и конкретно-социологические методы познания: формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, социологический, системно-структурный и др.

Еще одна особенность воспитательного воздействия на осужденных заключается в том, что оно проводится в антипедагогической среде представителями администрации исправительно-трудовых учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Особенностью также является привлечение к этой деятельности (в соответствии с законом) представителей общественности, благотворительных, религиозных и иных организаций.

Среда, в которой осужденный отбывает наказание, его ближайшее окружение в ИУ потенциально опасны для его личности, они связаны со специфическими процессами принудительного и порочащего лишения свободы, с отрицательными традициями и явлениями вынужденного совместного проживания в преступной среде в условиях правоограничений и изоляции от общества.

Постоянное и вынужденное общение, неудовлетворенные жизненные потребности и психологическая несовместимость могут послужить и зачастую служат причинами конфликтов и преступного поведения осужденных. Кроме того, в ИУ содержится немало лиц, страдающих психическими аномалиями и не адаптирующихся к условиям отбывания наказания в местах лишения свободы. Значительная группа осужденных, именуемых «отвергнутыми». Эти лица испытывают тяготы и лишения не только в связи с отбыванием наказания, но и от издевательств и унижений со стороны других осужденных.

Целью написания дипломной работы является стремление систематизировать, закрепить, расширить теоретические и практические знания специальности и специализации. Указанная цель определяет задачи, стоящие перед автором при написании выпускной квалификационной работы:

подробно проанализировать обеспечение изоляции осужденных, режим отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в учреждениях ФСИН РФ как условие реализации иных основных средств исправления осужденных. Автор исходит при этом из того, что здесь диалектика такова: режим создает как бы внешние рамки, которые необходимы для реализации других средств исправления осужденных. В то время как другие средства исправления осужденных, закрепленные в законе, своим содержанием способствуют укреплению этих рамок;

-детально рассмотреть правовую природу основных средств исправления осужденных;

-проанализировать правовое регулирование труда осужденных с прицелом на их будущую социальную адаптацию на свободе.

Все это предполагает, что первоочередной задачей воспитателей и всех, кто работает с осужденными, является правильное уяснение личностных особенностей и социальных ролей своих «подопечных» как в период совершения ими преступлений, так и во время отбывания наказания. Часть сведений можно получить из приговора суда, где важно обратить внимание на ту роль, которую преступник играл в ходе совершения преступления: организатора, активного исполнителя или пассивного соучастника. При этом совершенно необходимо понимание воспитателями социальных ролей осужденных и их изменений в процессе исполнения (отбывания) наказания. Назначение, например, бригадиром осужденных из числа лиц, недостаточно авторитетных, подчас неспособных организовать дело им порученное, да еще в среде, где уже наметился свой неформальный лидер, в большинстве случаев является одной из причин возникновения неформальных малых формирований. Вокруг формального и неформального лидеров образуется микросреда. Получается так, что коллектив осужденных имеет не только формальные — отряд, бригаду, звено, но, как правило, и неформальные структуры, когда бригада, например, и даже звено распадаются на первичные малые группы, - в данном случае на основе общих интересов и устремлений произошло объединение вокруг неформального лидера. Важно, уяснять соответствует ли направленность неформальной малой группы целям формальной - в идеале законопослушной в отряде осужденных. Значительную роль играет знание администрацией ИУ отношений, сложившихся между формальными и неформальными лидерами.

Случается и так, что направленность микрогруппы не только не совпадает с формальным коллективом, но и противоположна, враждебна ему. Поэтому необходимо оценить, сколь велико ее влияние на большинство.

Следует учитывать, что межличностные отношения, как правило, возникают у лиц, совместно проживавших на свободе (в одной области, районе, на одной улице). Это так называемое землячество.

Межличностные отношения, чаще всего здоровые, возникают у осужденных, наиболее тесно связанных производственно-бытовыми нуждами. Наблюдаются и чисто бытовые связи, когда рядом расположены спальные места, вместе питаются, делятся содержимым посылок и передач. Довольно часто в неформальные малые группы входят лица, осужденные за родственные составы преступлений, например кражи.

Как уже говорилось, значительную роль в ИУ играют малые группы с отрицательной направленностью. Они могут быть с откровенной или с так называемой замаскированной отрицательной направленностью. В первом случае к ним следует отнести лиц, не желающих принимать участие в мероприятиях воспитательного характера, проводимых администрацией, или «отказчиков» от работы. Следует, однако, учесть, что неформальные малые группы с демонстративно выраженной отрицательной направленностью встречаются в исправительных колониях не так часто, даже на строгом и особом режимах. Чаще это группы «замаскированных». К ним примыкают лица, склонные к половым извращениям и преступным посягательствам против личности, а также выступающие против «активистов» и осужденных, твердо вставших на путь исправления. Лиц, входящих в состав такой группы, далеко не сразу заметишь. Они бывают даже внешне активны, хотя многие из них держатся в формальном коллективе обособленно, иногда и настороженно по отношению к тем осужденным, которые активно участвуют в работе самодеятельных организаций. В отношениях с лидером бросается в глаза их заискивание перед ним, безоговорочное повиновение, основанное на страхе перед немедленной физической расправой.

В отрицательных формированиях наблюдается такая категория, как «лица, приближенные к лидеру». Они обычно занимают в микросреде положение «советников». С их мнением считаются, и они оказывают значительное влияние на обстановку в отряде, ИТУ.

Мы лишь коснулись здесь вопроса межличностных отношений в среде осужденных к лишению свободы. Сделано это было для того, чтобы отметить сложности, стоящие на пути персонала ИУ при его работе по исправлению преступников. Минимальная задача заключается в том, чтобы исправить те отрицательные черты осужденного, которые привели его к преступлению, адаптировать его до степени отсутствия общественной опасности. Эта задача может быть достигнута в результате воздействия воспитательного процесса.

Следует учитывать, что нормы уголовного и исправительного законодательства лишь юридические признаки исправления. Определение психолого-педагогических критериев исправления относится к области исправительной педагогики и исправительной психологии.

Таким образом, можно кратко сказать о том, что рассмотрение основных средств исправления осужденных необходимо начать с анализа режима.

Смотрите также:

Возмещение вреда жертвам политических репрессий
Обособленно от правил возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда стоят правила возмещения вреда жертвам политических репрессий, хотя вред причинен и данными органами. В этом случае действуют нормы двух специальных Законов Р ...

Права продавца и покупателя
Заключая между собой договор купли-продажи продавец и покупатель вступают в правовую зависимость друг от друга. Продавец обязан передать покупателю тот товар, который предусмотрен договором купли-продажи и в определенные сроки, установленные договором. Договор купли-продажи признается заключенным е ...

Специфические черты исключительных прав
Из числа интеллектуальных прав в ст. 1226 ГК РФ особо выделено исключительное право: оно названо первым из этих прав и при этом совершенно определенно названо правом имущественным, в то время как ни одно другое интеллектуальное право подобной характеристикой в Гражданском кодексе не снабжено. Несмо ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru