Юриспруденция » Приказная система управления в России » Приказная система управления

Приказная система управления

Страница 1

Расцвет сословно-представительной монархии в первой половине XVII в. Утверждение новой династии в России совпало с восста­новлением сословно-представительной монархии. Михаил Федо­рович Романов был избран царем в шестнадцатилетнем возрасте. Молодому и неопытному государю требовалась поддержка. Пона­чалу решающую роль в государственном управлении играли мать царя - великая старица Марфа и его родственники по материнс­кой линии - бояре Салтыковы. В 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Филарет (Федор Никитич Романов). В Москве он был провозглашен патриархом Московским и всея Руси. Факти­чески он стал соправителем Михаила.

В первые годы своего правления Михаил Федорович опирался на Земские соборы, которые заседали почти непрерывно: 1613 -­1615 гг.,1616 -1619 гг.,1620 -1622 гг. Один состав собора прово­дил, как правило, несколько достаточно продолжительных «сес­сий». К этому времени устанавливается определенный порядок выборов на Земский собор представителей от сословий. Из Раз­рядного приказа воеводы получали предписание о выборах, ко­торое зачитывалось жителям городов и уездов. Затем составля­лись сословные выборные списки. Выборные получали «наказы» от избирателей. Число выборных не было фиксированным, но дворянские и посадские депутаты составляли большинство среди участников соборов. Земские соборы занимались законодатель­ством, изысканием средств для пополнения казны, церковными и внешнеполитическими делами. В 20-х гг. XVII в. государственная власть несколько окрепла и Земские соборы стали созываться реже. В 1630-х гг. они обсуждали главным образом внешнеполитические вопросы и принимали решения о дополнительных налогах, необ­ходимых для ведения войн.

Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой. Последняя по-прежнему оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Царь Михаил Федорович регулярно советовался с ней. Однако состав Боярской думы претерпел значительные изменения. Она попол­нилась родственниками и приближенными царя, в ее ряды вли­лось большое количество думных дворян, выдвинувшихся благо­даря различным заслугам; особенно резко выросло число думных дьяков. Для XVII в. характерна тесная связь личного состава Бояр­ской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломати­ческой службе и т.д.

На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления. Приказы - органы центрального государственного управления. Самую большую группу приказов образовывали приказы общего­сударственного значения, подразделявшиеся, в свою очередь, на административные и судебно-полицейские, областные (террито­риальные), военные и финансовые. Они находились в непосред­ственном ведении Боярской думы: многие ее члены возглавляли приказы, на ее заседаниях утверждались их решения. Другую груп­пу приказов составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление принадлежавшими ему землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т.д. К третьей группе отно­сились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры.

Особое место в системе государственного управления принад­лежало Приказу тайных дел, образованному в 1654 г. Фактически его возглавлял сам Алексей Михайлович. Приказ тайных дел являл­ся личной канцелярией царя, где разрешались важнейшие государ­ственные вопросы в обход Боярской думы. Он контролировал дея­тельность других приказов. Формы контроля были самыми разно­образными: изучение дел, сведений и отчетности приказов, рас­смотрение челобитных, поданных лично царю, посылка подьячих с секретным наказом для непосредственной проверки деятельнос­ти приказных и воевод. Приказ тайных дел ведал также политичес­ким сыском. Среди рассмотренных им политических дел - дела пат­риарха Никона и Степана Разина. Приказ помещался во дворце, и царь часто бывал в нем, принимал участие в составлении бумаг, требовал отчетов, слушал доклады, отдавал распоряжения. При­каз был упразднен в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Принцип защиты интересов добросовестных налогоплательщиков
В Налоговом кодексе РФ (пункт 7 статьи 3) закреплена презумпция добросовестности налогоплательщиков, из которой следует, что недобросовестный налогоплательщик не должен пользоваться тем же режимом правовой защиты, что и добросовестный. Отсутствие в российском налоговом законодательстве института зл ...

Сравнительная характеристика процедур трансграничной несостоятельности
Правовое регулирование несостоятельности в разных странах существенно отличается. Эти различия могут касаться критериев несостоятельности; круга лиц, которые могут быть признаны несостоятельными; процедур банкротства, применяемых к должнику; особенностей банкротства отдельных категорий должников; п ...

Самозащита гражданских прав
Самозащита гражданских прав – это совершение лицом дозволенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов. Самозащита гражданских прав – один из способов защиты гражданских прав, впервые предусмотренный в качестве самостоятельного в Г ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru