Юриспруденция » Приказная система управления в России » Приказная система управления

Приказная система управления

Страница 2

Характерной чертой приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов. Отсутствовало четкое разграничение компетенции между приказами. За все вре­мя существования приказной системы так и не был подготовлен и издан акт, регламентировавший организацию и порядок дея­тельности приказов в общегосударственном масштабе.

Во главе приказа стоял начальник, именовавшийся, как прави­ло, судьей. Иногда возглавлявшее приказ лицо носило специаль­ное наименование - казначей, печатник, дворецкий, оружничный и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Широкое распространение получила практика, когда одно и то же лицо одновре­менно возглавляло несколько приказов. Так, например, настав­ник и воспитатель царя Алексея Михайловича боярин Б.И. Мо­розов был судьей сразу в пяти приказах: Стрелецком, Большой казны, Иноземском, Аптекарском и Новой четверти (последний приказ заведовал кабацким делом и кабацкими сборами). После отставки Морозова в 1648 г. все эти пять приказов оказа­лись под управлением царского тестя И.Д. Милославского. Круп­нейший дипломат второй половины XVII в. А.Л.Ордин-Нащо­кин также возглавлял пять приказов (Посольский и Малороссий­ский приказы, Нижегородскую, Владимирскую и Галицкую чет­верти).

Развитие приказной системы породило обширное бумажное делопроизводство, что, в свою очередь, востребовало людей, обла­дающих опытом канцелярской работы. Поскольку судьи приказов такого опыта порой не имели, то в помощники им назначались дьяки. Число дьяков в приказах зависело от значения того или иного приказа. Дьяки комплектовались из родового дворянства, верхушки посада и даже из лиц духовного звания. Дьяки факти­чески вершили дела в приказах. За свою службу они «верстались» (награждались) поместным окладом до 600 четвертей земли и получали денежное вознаграждение до 240 рублей в год.

Дьякам в приказах подчинялись канцелярские служители - подьячие. Начинающий подьячий несколько лет служил «невер­станно», т.е. без жалованья, на одни лишь «приношения» проси­телей. Затем его «верстали» небольшим денежным окладом - 1-5 рублей в год. Средний подьячий получал несколько больший оклад. Подьячий мог выслужиться до старшего подьячего, кото­рому полагалось годовое денежное жалованье 60-65 руб.

На 60-70-е гг. XVII в. приходится значительный рост числа при­казных людей в центральных государственных учреждениях: если в 1664 г. в приказах насчитывалось 882 человека, в 1677 г. -1601, то в 1698 г. - 2762 человека. К этому времени небольшие приказы с одним - тремя подьячими поглощаются более крупными. Сред­ним становится приказ со штатом 20-40 человек. Такие приказы, как Поместный, Большой казны, Большого дворца, Разрядный, насчитывали по две - четыре сотни приказных людей.

В крупных приказах складывалась разветвленная внутренняя структура. Они подразделялись на столы, а столы - на повытья. В самом большом, Поместном приказе, было 9 столов и 40 повы­тий. Стол возглавлялся дьяком, повытье - старшим подьячим. Не­которые приказы делились только на повытья. Повытья не явля­лись устойчивыми структурными подразделениями. Чаще всего они образовывались по территориальному признаку, имели порядко­вый номер или носили наименование по имени возглавлявшего их подьячего.

По всей видимости, в приказах сложилась особая система уп­равления: большинство дел рассматривалось судьями приказов или заменявшими их дьяками единолично, а спорные дела под­лежали коллегиальному обсуждению. Крайней степени достигла централизация управления: в приказах решались не только важ­ные, но и второстепенные, незначительные дела. Традиционной формой ведения делопроизводства в приказах стали «столпы» или «столбцы», когда текст документа писался на узкой бумажной ленте на одной стороне (оборотная сторона служила для помет и резолюций), несколько таких документов – «столбцов» - путем склеивания друг с другом оформлялись в дело, в итоге получал­ся длинный «столп», который мог достигать нескольких десят­ков и даже сотен метров. «Столп», содержащий оригинал Собор­ного Уложения 1649 г., имел длину 309 м. Чтобы затруднить изъя­тие отдельных документов из дела или их фальсификацию, на его обороте в местах склеек («сотавах») дьяки писали свою дол­жность и имя, т.е. ставили «скрепу». После окончания дела оно скатывалось исписанной стороной внутрь и хранилось в виде свит­ка или рулона.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Управление многоквартирным домом
Каковы способы управления многоквартирным домом? Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а так ...

Понятие правонарушений
Правонарушение – это противоправное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам граждан, государства, и общества в целом. Противоправное деяние может осуществляться как в виде действия, так и бездействия. Действие представляет собой активное участие лица в то ...

Бухгалтерские документы
Общепринятым носителем информации признан бумажный носитель, именуемых первичным документом. В ФЗ «О бухучёте» устанавливается, что каждая операция по приёму, выдаче денежных средств и материальных ценностей сопровождается составлением первичных учётных документов, а участвующие в операции физическ ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru