Юриспруденция » Приказная система управления в России » Местное и региональное управление

Местное и региональное управление

Страница 1

Местное, или воеводское, управление. В XVII в. на местах продолжали функционировать губные и земские учреждения. Однако теперь они были подчинены назначенным из центра воеводам, которые стали основным звеном местного управления. Воеводы назначались из числа бояр, дворян и детей боярских Разрядным приказом и утверждались в должности царем и Бояр­ской думой. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которо­го находился соответствующий город с уездом. Срок службы вое­воды длился от одного до трех лет, за нее он получал поместный и денежный оклады. В большие города назначались сразу несколь­ко воевод, один из которых считался главным.

При воеводе находилась приказная, или съезжая, изба. Воевод­ское делопроизводство вел дьяк. В штат приказной избы входили подьячие. Иногда приказная изба имела структурные подразделе­ния - столы, возглавлявшиеся подьячими.

Воевода прибывал в свой город и получал из приказа наказ, определявший круг его обязанностей: он исполнял распоряжения центральной власти, следил за соблюдением порядка, ведал городским и дорожным делом, отвечал за сбор налогов, набирал на государеву службу служилых людей, надзирал за деятельностью губных и земс­ких старост. В разной степени подчинения у него находился ряд дол­жностных лиц: осадные, объезжие, острожные, засечные, казачьи, житничьи, ямские, пушкарские, таможенные и кабацкие головы.

Правда, получаемые воеводами наказы были неопределенные и малоконкретные. И хотя воеводы получали жалованье из казны, а кормления уже давно официально были отменены, они не гну­шались «подношениями» от населения. Весь XVII в. в Москву по­ступали челобитные на поборы и лихоимство воевод. Особенно этим отличались воеводы далекой Сибири.

Система воеводского управления, позволившая усилить госу­дарственную власть на местах сразу после Смуты, к концу XVII в. нуждалась в существенном обновлении.

Особенности управления Украиной и Сибирью. В XVII в. террито­рия Российского государства значительно увеличилась за счет вклю­чения в него Левобережной Украины (с Киевом) и Сибири.

Украина вошла в состав России в 1654 г. Ее положение было определено так называемыми Мартовскими статьями (подписаны в Москве в марте 1654 г.). Составляя часть единого Российского государства, Украина обладала значительной автономией, имела особые управление, войско, суд, налоговую систему и т.д.

Главой Украины считался гетман, избиравшийся на казачьей раде и утверждавшийся царем. Гетман осуществлял на подвласт­ной ему территории верховное управление и суд. Совещательным органом при гетмане была генеральная старшина, состоявшая из казацкой верхушки. Территория Украины в административном отношении делилась на полки во главе с выборными или назначенными гетманом полковыми. Всего существовало 17 полков. Полки делились на сотни. В полковых и сотенных городах населе­ние избирало городовых атаманов.

В городах с преобладанием неказачьего торгово-ремесленного населения было оставлено самоуправление на основе магдебургс­кого права. Особый порядок управления сложился в Запорожской Сечи. По условиям Андрусовского перемирия 1667 г. она объявля­лась под совместным управлением России и Польши. Запорожцы имели Сечевую раду, избирали кошевого атамана, сохраняли свое войско.

Присоединение Сибири к Российскому государству началось еще в конце XVI в. походами Ермака. После смерти сибирского хана Кучума (1598) правители подвластных ему княжеств при­знали российское подданство. К середине XVII в. русские земле­проходцы дошли до берегов Северного Ледовитого и Тихого оке­анов. Центрами русской административной и военной власти на территории Сибири становились укрепленные города-остроги (Енисейский, Красноярский, Илимский, Якутский, Нерчинс­кий и др.). В 1637 г. для управления Сибирью создается специаль­ный Сибирский приказ. Местное управление осуществлялось во­еводами с их аппаратом в каждом городе. В отличие от централь­ных районов страны, где воеводы находились в непосредствен­ном подчинении приказов, в Сибири формировались крупные территориальные административные округа - разряды, воеводы которых контролировали деятельность воевод небольших го­родов. Первым таким центром стал Тобольск, затем появился Томский разряд, во второй половине XVII в. образовались Енисейский и Якутский разряды.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Социальная сфера
Система образования Особое место в развитии Санкт-Петербурга принадлежит сфере образования. Она охватывает следующие направления деятельности: общее образование (дошкольные и общеобразовательные учреждения), профессиональное образование (учреждения, реализующие программы среднего и высшего професси ...

Заявление о преступлении
Самым распространенным поводом к возбуждению уголовного дела на практике являются заявление о преступлении. Заявление о преступлении предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 140 и ст. 141 УПК РФ. "Как повод к возбуждению уголовного дела оно представляет собой обращенное к правоохранительным органам или суд ...

Судейское усмотрение и проблемы назначения наказания при наличии смягчающих и отягчающих обстоятельств
Определяя общие начала назначения наказания, уголовный закон придает особое значение установлению характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного в его совершении лица, учету в правоприменении обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Известно, что в разных разд ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru