Юриспруденция » Создание и развитие органов прокуратуры » Основные принципы органов прокуратуры

Основные принципы органов прокуратуры

Страница 2

Не случайно, поэтому в процессуальных кодексах (ст. 62 УПК РК; ст. 55 ГПК РК) любое лицо прокурорского надзора именуется «прокурором» в обобщающем смысле этого слова независимо от должности и звания того или иного работника. С учетом всего этого действия конкретного прокурора всегда рассматриваются как деятельность прокуратуры в целом. Это дает возможность в любой момент заменить одного прокурора другим, а вышестоящему прокурору принять на себя функции нижестоящего.

Принципу единства и централизации не противоречит процессуальная самостоятельность, которой обладает прокурор как участник судебного рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел. В этом своем качестве прокурор действует в рамках соответствующего процессуального законодательства и полностью независим при отстаивании той правовой позиции, которая сложилась в его сознании в результате личного участия в деле, непосредственной оценки доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 317 УПК РК, ст. 55 ГПК РК). Никакой вышестоящий прокурор не вправе принудить нижестоящего прокурора, участвующего в деле, отстаивать позицию, с которой последний не согласен.

Исходя из изложенного, формируется следующий немаловажный принцип – принцип независимости прокурорского надзора. В соответствии с Законом «О Прокуратуре» (ст. 3) «Прокуратура Республики Казахстан осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений».

Действенной гарантией обеспечения независимости прокуроров является предусмотренная Законом «О Прокуратуре» недопустимость какого бы то ни было вмешательства в деятельность прокуроров при выполнении ими своих надзорных полномочий. Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение постановлений, предписаний, указаний, требований прокуроров – говорится в ст. 6 Закона «О Прокуратуре» – влечет ответственность, установленную законом.

Кроме того, прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения. Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом централизации – он подчеркивает независимость прокуратуры от других государственных органов власти и управления. В частности, ни районные прокуроры, ни прокуроры областей не подчинены местным органам власти и управления, а подчиняются только Генеральному прокурору РК. Такая независимость дает возможность соответствующему прокурору отстаивать принципиально и без оглядки на местные «авторитеты» свою позицию в борьбе за единую законность. При решении вопроса о привлечении к ответственности нарушителей закона, в том числе и представителей властных структур, прокурор огражден от влияния любых органов государства, любых должностных лиц.

Важным принципом деятельности прокуратуры также является гласность прокурорского надзора. Принцип гласности смыкается с другими принципами организации и деятельности прокуратуры, но особенно тесно он связан с принципом демократизма. Гласность, открытость деятельности государственных органов – непременный признак демократического общества. Поэтому гласность включена в ст. 3 Закона «О Прокуратуре», именуемую «Принципы организации и деятельности органов прокуратуры». В названной статье говорится, что «органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Республики об охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Установление размера требований кредиторов. Окончание процедуры наблюдения
Установление размера требований кредиторов в период наблюдения необходимо для определения числа голосов конкурсных кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов в целях участия в первом собрании кредиторов. По Закону о банкротстве 1998 г. в обязанности временного управляющего входило ...

Конституционные принципы правосудия
Органы судебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов Российской Федерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и нормы, определяющие взаимоотношения гражданина РФ с судебной властью; принципы, определяющие организацию судебной власти; принципы, определяющие по ...

Как происходит исправление технических ошибок
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru