Юриспруденция » Правовые особенности функционирования Конституционного Суда РФ » Понятие Конституционного контроля

Понятие Конституционного контроля

Страница 1

Учреждение в Российской Федерации органов судебного конституционного контроля (Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов РФ) делает актуальным исследование их роли в системе государственной власти и в системе правового регулирования. Значение конституционных (уставных) судов усматривается обычно в том, что они охраняют Конституцию, защищают права и свободы человека и гражданина, что ставит их в один ряд с другими судами. Однако кроме этого практического направления в деятельности судов конституционной юрисдикции имеется и иной аспект, связанный с ее влиянием как на содержание норм права, так и на сами основы правовой системы, - на ее принципы, правовые конструкции и механизмы.

По внешним атрибутам (своему названию, формам деятельности, месту в организационной системе государственной власти) органы судебной конституционной юрисдикции принадлежат к судебной ветви власти. В то же время по своему функциональному назначению, роли в механизме правового регулирования конституционные (уставные) суды не вписываются в систему правоприменительных органов. Решения конституционных (уставных) судов обладают особыми юридическими свойствами, которые позволяют говорить о наличии у них признаков нормативности. В ряде постсоветских государств нормативная природа решений органов конституционного правосудия уже признана законодательно, в российской же юридической науке этот вопрос пока еще активно дискутируется.

На наш взгляд, при исследовании правовой природы актов судов конституционной юрисдикции следует не только констатировать их нормативность, отличающую эти акты от решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, являющихся актами правоприменения, но и определить их место в системе источников права.

Как представляется, акты конституционных (уставных) судов имеют такое нормативное содержание, которое по своему характеру и значению сопоставимо с законодательными актами высшей юридической силы. Судами конституционной юрисдикции рассматриваются две основные категории дел: осуществляется толкование конституций (уставов), а также проверка соответствия им нормативных актов. Соответственно основными видами актов конституционных (уставных) судов являются акты толкования и акты нормоконтроля.

При осуществлении конституционного (уставного) судебного нормоконтроля нормативные акты, признанные несоответствующими конституции (уставу), утрачивают юридическую силу на основании самого решения суда конституционной юрисдикции, которое не нуждается в подтверждении другими органами, в том числе принявшими норму, признанную неконституционной либо не соответствующей уставу субъекта РФ. В результате происходит «отсев», устранение неконституционных (неуставных) норм, то есть, по существу, корректировка содержания нормативных актов с позиций их соответствия конституции (уставу). Такая корректировка означает, что непосредственно решениями судов конституционной юрисдикции осуществляется изменение содержания нормативных актов, что свидетельствует о том, что по своему нормативному характеру эти решения являются источниками права, обладающими такой же юридической силой и таким же значением, что и акты законодательных органов.

Несколько иное нормативное значение имеют акты органов конституционного (уставного) правосудия о толковании конституции (устава). При толковании производится уяснение смысла и интерпретация содержания конституционных (уставных) норм на основе анализа их содержания и места в правовой системе. При этом сами нормы конституции или устава актом толкования не корректируются. Нормативное значение официального толкования состоит в развитии, конкретизации конституционных (уставных) норм, выявлении и формулировании правовых принципов, которые должны учитываться при законодательном регулировании и в правоприменительной деятельности.

Значение правовых позиций, содержащихся в актах толкования и нормоконтроля, принимаемых судами конституционной юрисдикции, не ограничивается конкретным казусом. Эти правовые позиции являются основанием для приведения в соответствие с ними нормативных актов, которые не были предметом рассмотрения конституционного (уставного) суда, но содержат правовые нормы, аналогичные с теми, которые были признаны не соответствующими Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта РФ. Причем аналогичными правовые нормы признаются не только при полном совпадении их содержания, но и в случае воспроизведения в них тех правовых конструкций, которые были признаны неконституционными, нарушения тех правовых принципов, соблюдение которых при регулировании определенных сфер общественных отношений признано необходимым. Так, например, правовая позиция Конституционного Суда РФ о неконституционности отсрочки введения в действие ограничений на государственной службе законом субъекта РФ распространяется и на муниципальную службу.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Понятие Конституционного контроля
Учреждение в Российской Федерации органов судебного конституционного контроля (Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов РФ) делает актуальным исследование их роли в системе государственной власти и в системе правового регулирования. Значение конституцио ...

Органическая теория
Все теории, объясняющие происхождение государства и права с тех или иных материалистических позиций, в той или иной мере служили своего рода противовесом, господствующим до того теологической и естественно–правовой теориям. Появление в XIX столетии дарвинизма (материалистической теории эволюции орг ...

Субъект оказания квалифицированной юридической помощи
Тем не менее, этого не случилось и как следствие: во-первых, возник вопрос о субъекте оказания квалифицированной юридической помощи. Так, одним из первых вопрос о субъекте, оказания квалифицированной юридической помощи на досудебном производстве был поставлен и разрешен в постановлении Конституцион ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru