Юриспруденция » Правовые особенности функционирования Конституционного Суда РФ » Конституционное правосудие субъектов РФ

Конституционное правосудие субъектов РФ

Страница 1

Необходимым условием устойчивого развития России как федеративного государства является единство, а точнее, системность законодательства, включая его федеральный и региональный компоненты. Однако действующее законодательство сегодня не только не соответствует данному условию, но в значительной мере является дестабилизирующим фактором; административные меры по приведению законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством являются по существу мерами антикризисного управления. Не отрицая необходимости и оставляя в стороне вопросы эффективности этих мер, следует лишь отметить их очевидную недостаточность.

Корни проблемы находятся не в целенаправленном нарушении региональными властями федеральных норм в собственных политических интересах, а в систематическом воспроизводстве несовершенного законодательства на всех уровнях и, в первую очередь, на федеральном вследствие принципиальных недостатков организации законодательной деятельности.

Не решена задача предупреждения и устранения несоответствия федеральных законов Конституции РФ, не говоря уже о массовых взаимных противоречиях между федеральными законами. Некорректно требовать от регионального законодателя принятия законов, соответствующих взаимно противоречивым федеральным нормам.

Отсутствует целый ряд базовых федеральных законов, в том числе по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, например, Земельный, Трудовой, Жилищный кодексы.

Таким образом федеральный законодатель провоцирует региональные власти на опережающее принятие собственных законов и возникновение в последующем соответствующих противоречий. Более того, он нередко вторгается в сферу исключительной компетенции субъектов РФ.

Одной из значимых причин возникновения подобных ситуаций является отсутствие механизмов, стимулирующих или принуждающих законодателя к своевременному заполнению «белых пятен», предупреждению, выявлению и устранению противоречий в нормативном массиве. В определенной мере это обусловлено тем, что всеми субъектами права законодательной инициативы (за редчайшими исключениями) данное полномочие воcпринимается именно как право, но не обязанность.

Остается неэффективным механизм реализации субъектами Федерации своего права законодательной инициативы на федеральном уровне. Так, региональными законодательными органами вносится в Государственную Думу каждая четвертая законодательная инициатива, однако их доля в законах, введенных в действие, составляет лишь 2%.

Не находит своего решения и ряд других, не менее значимых проблем. Для создания правовой базы долгосрочной государственной политики следует принципиально изменить подход к организации законотворчества – отказаться от практики, ориентированной на принятие отдельных законов, и перейти к методологии формирования системы законодательства.

Для решения этой задачи необходимы постоянно действующие системообразующие механизмы, как общего характера, задающие системные ориентиры для всего законотворчества, так и обеспечивающие системность каждой стадии жизненного цикла законов – законоподготовительной, законодательной и законоприменительной.

В настоящее время отсутствуют основные системообразующие нормативно-методические и инструментальные элементы общего назначения, такие как: концепция развития законодательства; Свод законов РФ, обеспечивающий систематизацию действующего законодательства, расчистку его от потерявших силу и просто устаревших актов; институт судебного толкования действующих законов, подобный отмененному праву пленума Верховного Суда РФ издавать общеобязательные постановления о применении нормативных правовых актов по результатам обобщения судебной практики.

В качестве системообразующих механизмов законоподготовительной деятельности необходимо создание или существенное усиление элементов целеполагания, в также планирования и координации деятельности субъектов права законодательной инициативы. Ниже перечислены основные из них для федерального уровня, но аналогичные меры необходимы и для регионального (а также в определенной степени – для местного) нормотворчества:

- в соответствии с конституционным разграничением компетенции федеральных органов государственной власти, у каждого из них существует своя ниша в выполнении этих функций;

- глава государства

определяет ориентиры политического курса на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу; организует формирование и актуализацию общей концепции развития законодательства Российской Федерации; обеспечивает содержательную координацию законоподготовительной деятельности всех субъектов права законодательной инициативы федерального уровня; выполняет роль ведущего субъекта права законодательной инициативы в сферах внешней политики, обороны и безопасности государства, государственного строительства, обеспечения конституционных прав граждан;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Правовые последствия изменения и расторжения договора
При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде, а при расторжении – прекращаются (пп. 1 и 2 ст. 453 ГК). Изменение и расторжение договора не имеют обратной силы и изменяют (прекращают) договорные обязательства лишь на будущее время. В этом состоит принципиальное отличие и ...

Мусульманское религиозное право
Мусульманское религиозное право является собой продукт продолжительной эволюции религиозно-правовых норм. Основными источниками мусульманского права признаются Коран и сунна, которые закрепляют основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в ...

Права и обязанности собственника жилого помещения
Вступивший в действие 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ предусматривает три формы реализации конституционного права граждан на жилище. Речь идет о пользовании жилыми помещениями на праве собственности, на условиях договора социального найма и на условиях членства в жилищных и жилищно-строительны ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru