Юриспруденция » Административное правонарушение » Понятие и признаки административного правонарушения

Понятие и признаки административного правонарушения

Как уже было отмечено выше, легальное определение административного правонарушения закреплено в КОаПе. Таким правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Примечательно, что область правонарушений может быть увеличена законами субъектов. Данное обстоятельство служит отличительной чертой, например, от установления преступлений, поскольку уголовное сфера находится полностью в ведении Российской Федерации. Так, например, в Алтайского крае существует и действует закон от 10.07.2002 №46-ЗС (ред. от 10.05.2011) «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».

В соответствии с приведенной законодательной моделью административное правонарушение характеризуют следующие признаки: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Рассмотрим каждый из названных признаков.

1. Общественно опасная направленность поведения как таковая не может служить основанием для привлечения к юридической негативной ответственности. Административными правонарушениями могут быть признаны только те деяния, которые запрещены законодательством Российской Федерации или её субъектов. При этом, перечень данных деяний постоянно меняется, и это совершенно логично ввиду того, что и общественные отношения имеют динамичный характер.

Стоит заметить, что общественная опасность административных правонарушений является сравнительно небольшой. Этот признак например служит главным при разграничении смежных с правонарушениями составов преступлений.

2. Общее свойство абсолютно всех административных правонарушений – это противоправность. Ответственность же всегда конкретна и наступает, как правило, по соответствующей статье Особенной части КоАП РФ либо иного законодательного акта.

3. Третий признак административных правонарушений – виновность. Институт любой юридической ответственности обращен, в первую очередь, к сознанию людей, и воздействует через него на волю и на поведение. Поведение – это волевое взаимодействие лица с окружающей средой. Человек, которое совершает административное правонарушение, осознает антиобщественную направленность своих действий, и его поведение при этом, как правило, направлено на причинение вреда охраняемым законом благам. Лица, которые не понимают (не осознают) антиобщественный характер своих действий или совершают эти поступки против собственной воли, признаются в соответствии с законодательством невиновными и не подлежат ответственности.

Таким образом, можно говорить о том, что законодатель исключает административную ответственность психически больных граждан (душевнобольных), а так же других лиц, которые во время совершения административного правонарушения прибывали в состоянии невменяемости, т.е. не осознавали и не могли осознавать фактический характер и противоправность своих поступков, или же руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП).

4. Наказуемость – последний важный элемент. Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид наказания, выражающееся в применении каких-либо санкции. Административным правонарушением признается в законе не всякое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусмотрена мера административной ответственности. В качестве таковой в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ выступает административное наказание, их система закреплена в КоАП.

Смотрите также:

Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
Для раскрытия данного вопроса правильней всего начать с определения и характеристики субъекта административного права. Субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участв ...

Основания отказа в возбуждении уголовного дела
Перечень обстоятельств, признаваемых основаниями отказа в возбуждении уголовного дела (прекращения уголовного дела), приведен в части 1 статьи 24 УПК РФ. И хотя некоторые из них не следует использовать как основание именно отказа в возбуждении уголовного дела, чтобы не вносить путаницы, рассмотрим ...

Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться
Работодатель может быть привлечен к материальной ответственности по нормам трудового права только при наличии прямого действительного ущерба и только в случаях, предусмотренных нормами ТК РФ, а именно: по статье 234 ТК РФ «Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненны ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru