Юриспруденция » Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение » Законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение

Законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение

Рассмотрим законодательство Российской Федерации в сфере социального обеспечения. Рассматривая законодательство о социальном обеспечении, автор приходит к выводу, что формирование столь многоаспектного института не может происходить одновременно и форсировано. Частые изменения и дополнения, вносимые в законы, осложняют правоприменительную практику и не позволяют гражданам в полной мере реализовать свои права. В таких условиях важно видеть перспективу развития законодательства о социальном обеспечении.

Автором предлагается пересмотреть части 1 и 2 Конституции Российской Федерации: закрепить на конституционном уровне право каждого на социальное обеспечение, а также гарантии данного права в виде взаимосвязи размера назначаемых пенсий с установленным законом размером прожиточного минимума.

Рассматривая вопросы о правах человека и гражданина, прежде всего обращают внимание на статью 2 Конституции Российской Федерации, так как Конституция РФ - единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

«В Конституции заключена определенная социальная программа, которая должна быть отражена в законодательстве - трудовом, гражданском, праве социального обеспечения и пр.».

В указанной статье Конституции говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». То есть права и свободы человека являются единственной высшей ценностью; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Обладателями этих прав и свобод являются: каждый человек (то есть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый гражданин Российской Федерации, а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует государство - Российская Федерация.

Конституция РФ 1993 года впервые ограничила роль государства в установлении прав и свобод человека и гражданина, но значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод.

Действующее сегодня нормативные акты противоречивы и не обладают необходимым механизмом реализации, что не позволяет государству в полной мере гарантировать конституционные социальные права граждан.

Таким образом, принятие Конституции способствовало развитию законодательства о социальной защите и социальном обеспечении. Оно пополнилось нормами, учитывающими разнообразные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите. В то же время в современных условиях можно говорить об отсутствии достаточных организационных и финансовых гарантий реализации закрепленных законами прав всеми гражданами в полном объеме.

Возникает проблема: правовые акты декларативно предоставляют гражданам социальные права, но указанные права в реальной жизни не гарантированы ни организационными, ни финансовыми, ни управленческими ресурсами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляют иные полномочия, закрепленные за ними федеральными законами, а также регулируют отношения по социальному обеспечению, непосредственно не урегулированные федеральными законами. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из местных бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов.

Право граждан на социальное обеспечение нашло свое отражение не только в Конституции РФ, но и в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

На территории России в данный момент действует более тысячи нормативных правовых актов, затрагивающих в той или иной степени вопросы реализации права гражданина на социальное обеспечение.

Высшей юридической силой по отношению ко всем другим правовым актам обладает Конституция. Как Основной закон государства, она служит нормативной базой для всего текущего законодательства России, закрепляет политическую и экономическую системы государства, а также провозглашает социальную направленность последнего.

Важное место в дальнейшем проведении реформирования системы социальной защиты населения в настоящее время отводится Федеральному закону от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Смотрите также:

История развития и формирование понятия трудового договора
Отдельные мысли о праве на труд встречаются еще в философских учениях античного мира. Однако впервые определение права на труд дано Гракхом Бабефом во второй половине 18 века: "Общество должно обеспечить всем своим членам работу и определить заработную плату, с тем, чтобы этой заработной платы ...

Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства
Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанав ...

Способы защиты гражданских прав
Под способом защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на нарушителя. Перечень этих мер законодательно закреплен в ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru