Юриспруденция » Столыпинское аграрное законодательство » Политико-правовые принципы П.А. Столыпина при проведении аграрной реформы в Российской империи

Политико-правовые принципы П.А. Столыпина при проведении аграрной реформы в Российской империи

Страница 2

Аграрные преобразования, предложенные правительством П.А. Столыпина, поместное дворянство в основном поддержало. Противодействие помещиков реформам в области местного управления объяснялось неготовностью большей части сословия к резкому изменению своей роли в социальной структуре общества.

«Смута политическая, революционная агитация…начала пускать корни в народе, питаясь смутою более серьезною, смутою социальною, развившеюся в нашем крестьянстве. Социальная смута вскормила и вспоила нашу революцию, и одни только политические мероприятия бессильны были её уничтожить. Лишь в сочетание с социальною аграрною реформою политические реформы могли получить жизнь, силу и назначение».

Манифест 17 октября 1905г. предусматривал, что любой законопроект должен получить одобрение Государственной Думы, и поэтому законопроект «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования», положивший начало преобразованиям под названием «столыпинская реформа», первоначально был проведен в форме Высочайшего императорского указа в ноябре 1906 г. в междумский период.

Столыпин, выступая в Думе, разъяснил суть предлагаемых мер. Реформы, предлагаемые правительством, носили комплексный и единый характер: первый комплекс был связан с переходом Российского государства в правовое – по воле монарха. Провозглашенные в манифесте такие гражданские права, как свобода слова, печати, профсоюзов, личности, жилища и др., были или декларативными, не подтвержденные законодательством совсем, или имели характер временных правил, поэтому подлежали разработке с последующим законодательным подтверждением. Именно эти законы должны были составить правовую базу государства.

Эта часть предлагаемых реформ была наиболее неопределенной – Столыпин предлагал своего рода «правовое самодержавие», одно положение которого исключало собой другое. С одной стороны, целью правительства было создание правового государства на основе манифеста, с другой – сохранение неограниченных полномочий российского монарха. «Историческая самодержавная власть и свободная воля монарха являются важнейшим достоянием русской государственности» (надо сказать, что в этих взглядах он был не одинок – например, крупнейший российский философ, государствовед И.А. Ильин также считал монархическое правосознание для России определяющим при выборе формы правления).

Другие реформы, предлагавшиеся Столыпиным, связывались с органами местного самоуправления, преобразованием полиции, местных судебных органов; предлагались законопроекты социально-политического плана, и здесь на первом месте был уже получивший известность Указ от 9 ноября 1906г. «О выходе крестьян из общины, и закрепление наделов в личную собственность крестьян»; предполагалось провести законодательное оформление норм трудового права, в частности, узаконение экономических забастовок, введение ряда социальных льгот и гарантий; а также проведение реформы образования и налоговой системы с целью изыскания средств на проведение этих реформ. Столыпин вносил на рассмотрение Думы проекты законов о переходе из одного вероисповедания в другое, а разрешении еврейского вопроса.

Он планировал создать министерство национальностей, министерство труда и социального обеспечения и т.п. – меры, которые, по его планам, могли способствовать формированию в России правового государства. Аграрная реформа была одной из основных, но её проведение предполагалась в тесной связи с другими реформами.

Не вызывает спора утверждение, что предполагаемый комплекс реформ не вносил в жизнь страны ничего революционного или структурных преобразований – все предлагаемые меры давно назрели, были разумны и вполне могли помочь выходу страны из системного кризиса.

Вторая Дума указ не одобрила. Необходимо отметить, что П.А. Столыпин не настаивал на принудительном разрушении общины: «Пусть собственность эта будет общая там, где община свое не отжила, пусть будет подворная там, где она не жизненная, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная». Он отмечал, что западные государства проводили аграрные реформы десятилетиями (сейчас можно сказать, что частная собственность на землю складывалась даже столетиями), что в России решение аграрного вопроса также требует значительного количества времени, будет достаточно болезненным, но «не решать далее этот вопрос нельзя». Столыпин не допускал национализации земли, отвергал даже компромиссный вариант трудовиков и кадетов, а перераспределение земель считал возможным лишь путь скупки государством продаваемых скупщиками земель и перепродажи их земель. Главным направлением аграрной политики, подчеркивал он снова и снова, является освобождение крестьян из тисков общины, укрепление наделов в личной собственности и, как следствие, формирование крепкого хозяина, заинтересованного в стабильности государства.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Опека и попечительство
Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекун является представителем недееспособных в силу закона (так называемое законное представительство. Согласно ст. 48 ГПК права и охраняемые законом интересы неде ...

Незаконное приобретение передача сбыт хранение перевозка или ношение оружия
В современных условиях важнейшим правовым средством борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств выступает применение к виновному уголовного наказания. Как справедливо отмечается в уголовно-правовой литературе, «…именно посредством исследования понятия у ...

Информация о государственной регистрации
Государственная регистрация прав на землю и сделок с землей носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru