Юриспруденция » Хозяйственное право » Правовое регулирование приватизации и разгосударствления

Правовое регулирование приватизации и разгосударствления

Страница 2

И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации). В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Согласно законодательству в настоящее время в Беларуси используются следующие методы приватизации:

- преобразование предприятий в ОАО;

- продажа по конкурсу;

- продажа на аукционе.

При реализации государственной политики приватизации в нашей стране эти и другие методы использовались в различном соотношении с различной долей эффективности и масштабов применения. В итоге сложились два основных подхода передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества (частично или полностью) трудовым коллективам и населению через механизм чековой приватизации, второй - в его продаже.

Методы приватизации:

- Возмездный (выкуп государственного имущества);

- Безвозмездный (бесплатная передача госимущества);

- Передача собственности трудовым коллективам;

- Передача имущества с использованием помощи приватизационных чеков.

Порядок и содержание приватизации объектов государственной собственности

Работа по приватизации предприятия начинается с изучения законодательной базы т.е. с анализа республиканской и местных программ приватизации, который необходим прежде всего для того, чтобы убедиться, что предприятие не попадает под какие-либо ограничения. В этой связи республиканской программой определены предприятия по отдельным группам:

- объекты и предприятия, приватизация которых запрещена (объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей, объекты, имеющие особый режим управления и являются монополией государства и затрагивают интересы его обороноспособности, безопасности и т.п.);

- объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению правительства Республики Беларусь;

- объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь с учётом мнения отраслевых министерств и ведомств;

- объекты и предприятия, приватизация которых допускается в соответствии с местными программами приватизации.

В системе лёгкой промышленности нет предприятий, запрещённых к приватизации.

Если инициатором приватизации выступает трудовой коллектив, то подготовительная работа начинается с создания инициативной группы в составе представителей планового, финансового отделов и бухгалтерии, а также представителя профсоюзного комитета, способного активно защищать интересы трудового коллектива. Инициативная группа проводит опрос членов трудового коллектива на предмет выявления числа работников, согласных на выкуп предприятия и сколько личных средств (паевых взносов) может при этом внести каждый работник. Результаты опроса дают общее представление о ситуации в коллективе и готовности к преобразованию предприятия. Для разработки проекта приватизации и ознакомления с ним трудового коллектива инициативная группа с привлечением специалистов готовит следующие основные данные:

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Пределы ответственности соучастников
Специальный субъект преступления - это вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности и обладающее дополнительными юридическими признаками, описанными в уголовном законе или однозначно вытекающими из его толкования, ограничивающие круг лиц, которые могут быть привлечены к ответственно ...

Признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности
На сегодняшний день в гражданском обороте совершается большое количество сделок, совершаемых как физическими, так и юридическими лицами. Почти все сделки совершаются на очень значимые денежные суммы, поэтому, чтобы обезопасить сторону от недобросовестных действий другой стороны, либо третьих лиц ст ...

Органы опеки и попечительства
Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается СК РФ на органы опеки и попечительства. Согласно п. 2 ст. 121 СК РФ, ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Часть 1 статьи 6 федеральног ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru