Юриспруденция » Конституция 1977 года » Спорные вопросы. Недостатки

Спорные вопросы. Недостатки

Страница 1

Одним из важнейших вопросов, затрагиваемых в Конституции, был национальный вопрос. В ст. 70 раздела III «Национально-государственное устройство СССР» констатируется: «Союз Советских Социалистических Республик – единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма». В этой конституционной формуле четко закреплен правовой статус государства, его основная цель, статус и место республик в общесоюзном государстве. Но при этом данные положения и вся Конституция в целом вызвали бурное оживление в буржуазной реакционной прессе. Были выдвинуты тезисы о том, что теория о едином советском народе – скорее обоснование тоталитаризма, русификации всех нерусских народностей, политики ассимиляции и, как следствие, постепенный переход от федерального государства к унитарному. На этом пункте возникли идеи об исчезновении понятия суверенных государств и об ослаблении их правого положения. В. И. Мокряк оспаривает эту точку зрения и пишет, что обращение к текстам Конституции СССР и союзных республик, можно четко отбросить все сомнения инсинуации буржуазных авторов. Он приводит в аргумент ст. 76 Конституции СССР и преамбулы конституций некоторых союзных республик, текст которых схож в той или иной степени: «Союзная республика – суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик». Преамбула Конституции СССР четко указывает на то, что такое объединение лишь преумножило силы и возможности народов страны в строительстве социализма. При этом, в конституции каждого союзного государства были положения, закрепляющие суверенность, самостоятельность осуществления власти на своей территории и право сецессии. В сравнении с Конституцией 1936 г. Конституция 1977 г. значительно расширяла права союзных государств. В первой содержалось положение о том, что «суверенитет союзной республики ограничен». A во второй, соответственно, закреплялись новые права, например, участие в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза СССР (ст. 77). Каждая из республик обладала определенной институциональной базой, свойственной суверенному государству. Как правило, реальность суверенитета проявлялась в осуществлении широких полномочий в различных сферах общественной жизни путем посредствам республиканских органов власти. Конституции республик принимались исключительно их Верховными Советами, так же как и государственный бюджет, планы социального и экономического развития. Территория республики не могла быть изменена без согласия самой республики. Также суверенитет подтверждался наличием гражданства в каждой из союзных республик (помимо единого союзного гражданства, распространявшегося на всю территорию СССР). Каждая из республик могла являться субъектом международно-правовых отношений как суверенное государство, об этом свидетельствовало такое положение как предоставление убежища иностранцам. «Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны» (ст. 16). Тем самым, определяя экономическую систему соответствующей союзной республики, каждая конституция подчеркивала неотъемлемость и определенную неделимую систему народнохозяйственного комплекса. Однако данное положение ни в коем случае не ограничивает права союзных республик, как это, в свое время, пытались доказать буржуазные идеологи. Мокряк В. И. отмечал: «Каждая союзная республика представляет собой комплекс хозяйственных единиц, тесно связанных общим планом построения коммунизма. Социалистическая система хозяйствования освобождает от необходимости производить в каждом районе страны все основные виды промышленной сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому в СССР сравнительно быстро преодолены обособленность и отсталость наций, и создано единое комплексное высокоразвитое хозяйство». Тем самым, выявлена скорее надежная основа демократического сочетания общих интересов с интересами отдельных республик, стимулирующее их общее развитие и политическое (помимо экономического, естественно) сближение. Также Конституция 1977 г. значительно расширила категорию представительства союзных республик в правительстве СССР.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что существовавшие тенденции в развитии советской государственности не ограничивали друг друга, не противоречили, а, наоборот, способствовали укреплению.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Политические партии и государственное управление
Современный период государственного строительства характеризуется доминированием политических партий в избирательном процессе (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации), а также в процедуре представления и утверждения кандидатов на должность высшего должностного лиц ...

Правоприменительная практика по вопросам заключения трудового договора с генеральным директором
Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью является единственным участником общества. Совет директоров в данной компании не предусмотрен. При проверке аудиторы обратили внимание на следующее нарушение: отсутствует трудовой договор с генеральным директором. По мнению аудиторов, не ...

Понятие «местного самоуправления», принципы его организации
Народ Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции РФ является единственным источником власти в Российской Федерации. Развивая конституционную модель местного самоуправления, Закон от 6 октября 2003 г. характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пр ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru