Юриспруденция » Конституционное право граждан на образование » История права на образование

История права на образование

Страница 1

Многомерность, многоликость, многообразность права обусловливают возможность и необходимость его осмысления под разными углами зрения. Традиционным является выделение двух различных сторон права – субъективной и объективной; причем первая из них (субъективное право) исторически предшествует второй (объективному, или позитивному), поскольку «первородное чувство права», «исконное для человека правовое чувство предшествует и во многом предопределяет позитивное право».

Право в субъективном смысле есть субъективные права (права человека); их содержание следует рассматривать конкретно-исторически, поскольку существующий современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях, – результат длительного исторического развития. Проблематика прав человека сегодня сверхактуальна. Однако, как отмечено в литературе, несмотря на резкое возвышение прав человека глубоко, основательно это явление не изучено, его подлинно научная теория еще не создана. Представляется, что консолидация усилий представителей различных отраслей знания и, следовательно, комплексное осмысление категории прав человека (с общегуманистических, культурологических, исторических, философских, правовых и других позиций) являются верным ориентиром в достижении этой цели.

Право на образование – одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека. Под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула закона Российской Федерации «Об образовании»); право на образование – право человека на включение в этот процесс и на участие в нем в качестве обучающегося. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса.

По времени возникновения право на образование относят ко второму поколению прав и свобод человека (так называемые позитивные, возникшие на рубеже XIX–XX вв.), по основным сферам жизнедеятельности человека – к социально-культурным правам и свободам, иногда к социально-экономическим, чаще – к выделяемой в самостоятельную структуру группе культурных (духовных) прав и свобод.

Важнейшими международно-правовыми актами, закрепляющими универсальное право на образование, являются:

- Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (ст. 26);

- Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (ст. 13);

- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (ст. 28, 29);

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года

В них содержатся:

1) основы международно-правовых стандартов права на образование: обязательность и бесплатность начального образования, открытость и доступность для всех среднего образования (как общего, так и профессионального), доступность для всех высшего образования на основе равенства в зависимости от способностей каждого, свобода родителей (законных опекунов) в выборе образовательного учреждения для своих детей и обеспечении религиозного и нравственного воспитания в соответствии с собственными убеждениями;

2) меры, которые нужно принять государствам, подписавшим эти акты, для реализации права на образование: поощрение и интенсификация элементарного образования, активное развитие сети школ всех ступеней, поощрение стремления к получению образования, принятие мер по содействию регулярному посещению школ, обеспечение в государственных учебных заведениях равной ступени равного уровня образования и качества обучения, удовлетворительная система стипендий, доступность информации и материалов в области образования, подготовка преподавательских кадров и улучшение их материальных условий;

3) приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расовыми, этническими и религиозными группами.

Подчеркивается также, что отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Современное состояние учета
Административные правонарушения, выявляемые милицией, учитываются на региональном и федеральном уровнях. Нарушение правил дорожного движения учитываются в ГАИ. Согласно правилам учета дорожно-транспортных правонарушений 1995 г. в государственную отчетность включаются лишь те, которые привели к гибе ...

Условия наступления материальной ответственности
Материальная ответственность сторон трудового договора наступает при следующих условиях. .Наличие ущерба, причиненного другой стороне трудового договора. Работник возмещает только прямой действительный ущерб, неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат (ст. 238 ТК РФ). Работодатель ...

Основные принципы органов прокуратуры
Для более обстоятельного уяснения сущности прокурорско-надзорного явления, определения, как общих положений прокуратуры, так и особенностей ее деятельности, а также правового статуса прокуроров необходимо классифицировать принципы в системе прокурорского надзора. Самым главным, на наш взгляд, (обще ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru