Юриспруденция » Конституционное право граждан на образование » История права на образование

История права на образование

Страница 2

Все более распространено мнение, что право на образование не следует сводить только к общему базовому образованию, оно должно длиться всю жизнь и рассматриваться как непрерывное.

О конституционно-правовом масштабе права на образование в России, возможно, рассуждать применительно к советской эпохе. Приведшие же к устранению абсолютизма и введению конституционного строя замечательные документы начала XX в. – Манифест 17 октября 1905 года, основные государственные законы в редакции 23 апреля 1906 года (зачастую характеризующиеся как первая российская конституция) – декларировали гражданские и отдельные политические права и свободы и, следовательно, права на образование не содержали.

Вообще для императорской России данный вопрос может быть охарактеризован как проблема доступа к образованию. Так, анализируя возможность получения университетского образования – вершины имперской образовательной пирамиды, следует отметить, что законодательство XVIII в. имело незначительные ограничения, что объясняется существенной рецепцией европейского опыта и традицией всесословного образования. Утвержденный императором проект об Академии наук с университетом и гимназией не содержал сословных ограничений, регламентом Академии наук и художеств 1747 года в академический университет допускались все лица, кроме положенных в подушный оклад: по утвержденному проекту об учреждении Московского университета 1755 года студентами не могли быть только крепостные.

Университетские уставы начала XIX в. также не содержали сословных ограничений, требуя лишь необходимый уровень знаний; оговаривалось только, что при поступлении необходимо представить правлению университета свидетельство об окончании гимназии (для необучавшихся в гимназии устанавливался экзамен в специальном университетском комитете) и свидетельство о состоянии. Историограф Министерства народного просвещения Рождественский Сергей Васильевич (1868 – 1934 гг.) отмечал, что при подготовке университетских уставов в Главном правлении училищ высказывалось пожелание о законодательном закреплении нормы о допуске в университеты лиц только свободного состояния; в результате обсуждения это пожелание было отвергнуто, чтобы не подать повода в чужих краях «для неприятных заключений и толков». Действительно, в первоначальный период в реальной практике, например, Московского университета при поступлении требовались законодательно предписанные документы и свидетельство о возрасте.

Однако, в 1813 году предложением министра народного просвещения графом Разумовским Алексеем Кирилловичем (1748 ‒ 1822 гг.), правлению Харьковского университета было разрешено принимать в казеннокоштные студенты лишь молодых людей свободного состояния, а в 1827 году уже Высочайшим рескриптом на имя министра народного просвещения Шишкова Александра Семёновича (1754 ‒ 1841 гг.) предписывалось принимать в университеты и допускать к слушанию лекций только лиц свободного состояния, не исключая и вольноотпущенных, представивших документы о непричислении ни к купечеству, ни к мещанству и т.д. В связи с возникшей в Казанском учебном округе проблемой допуска в университет и гимназии уволенных от обществ казенных поселян в 1832 году министр народного просвещения дополнительно разъяснил положения рескрипта 1827 года и разрешил данную ситуацию.

Последующее законодательство полностью восприняло данную норму. Общий устав российских императорских университетов 1835 года не содержал каких-либо ограничений, но устанавливал требование выдержать при поступлении в университет предварительное испытание по правилам, изданным Министерства народного просвещения. Эти правила, в 1837 году утвержденные министром народного просвещения графом Уваровым Сергеем Семеновичем (1786 ‒ 1855 гг.) в виде опыта (на четыре года), предписывали перечень документов, необходимых для предъявления желающим поступить в университеты, среди них – свидетельства о происхождении и крещении, гимназические аттестаты и увольнительные свидетельства для лиц податного состояния. Таким образом, на примере решения законодательством вопроса о допуске в университеты прослеживается приспособление заимствованных традиций к российским условиям. В соответствии с Общим уставом российских императорских университетов 1863 года, инициатива в вопросах приема была предоставлена университетским советам, разрабатывавшим правила. Сословных ограничений в них уже не было; подробно регламентировались необходимый уровень знаний, приобретение образования низшего звена (в гимназиях) и т.д.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Специальные условия возникновения обязательств из причинения вреда
Наряду с особенностями общих условий ответственности за вред, причиненный актами власти, данный вид обязывает вследствие причинения вреда характеризуется тремя тесно взаимосвязанными специальными условиями. Во-первых, причиной вредоносного результата должен быть именно акт власти. Во-вторых, акт вл ...

Основания ограничения прав иностранцев
В соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане в Российской Федерации имеют некоторые ограничения своих прав: Согласно ст. 12 ФЗ они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государствен ...

Недействительные сделки: вопросы квалификации и классификации
Квалификация недействительности сделок - установление точного соответствия признаков юридического действия (совершенного в виде сделки) всем признакам состава недействительной сделки. Иными словами, для решения вопроса о возможности признания сделки недействительной суд, с учетом фактических обстоя ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru