Юриспруденция » Конституционное право граждан на образование » История права на образование

История права на образование

Страница 3

Проблема доступа к образованию, особенно высшему, была актуализирована на рубеже XIX–XX вв. в связи с подъемом революционного движения, обострением «женского вопроса» в образовании. Отчасти потребности женщин в высшем образовании пыталась удовлетворить негосударственная, альтернативная школа; но, как известно, ее дипломы в отличие от государственных вузов не давали служебных прав и преимуществ.

Заметим также, что возможность получения высшего (университетского) образования показана в качестве одного из примеров, и лишь ограниченные параметры статьи не позволяют охарактеризовать проблему доступа к другим ступеням и отраслям образования в дореволюционной России.

Начало конституционного закрепления права на образование связано с принятием Конституции РСФСР 1918 года. Соответствующий ее раздел о правах человека – «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в специальных исследованиях оценивается весьма критически; отмечается, что в ней не содержалось даже элементарных прав, минимума гражданских (личных), политических, экономических и культурных прав человека. Статья 17 Конституции РСФСР, тем не менее, в качестве одной из задач государства провозглашала предоставление полного, всестороннего и бесплатного образования рабочим и беднейшим крестьянам «в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знаниям».

Советские Конституции 1936 года и 1977 года (ст. 12 и 45 соответственно) гарантировали гражданам СССР право на образование. В современной России оно обеспечено статьей 43 Конституции Российской Федерации 1993 года, положения которой соответствуют международным стандартам в сфере образования. Так, гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования (в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях). При этом признается обязательность основного общего образования, получение которого контролируют родители и лица, их заменяющие.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также:

Восстановление срока исковой давности
Восстановление срока исковой давности (ст. 205) не означает его возобновление на новый срок. Смысл его состоит в том, что суд предоставляет защиту нарушенного права, несмотря на то, что срок исковой давности истцом пропущен. Применение института восстановления давности соответствовало концепции ГК ...

Оптовая купля-продажа
Оптовой торговлей предлагается считать деятельность по продвижению товаров на возмездной основе от изготовителей и оптовых посредников в организацию розничной торговли для последующей продажи населению. Целью такой торговли является содействие полному и своевременному поступлению в розничную сеть т ...

Признаки юридического лица
Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков: имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников; обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников; вправе совершать от своего имени сделки, т.е. участвовать в ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru