Юриспруденция » Конституционное право граждан на образование » Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права

Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права

Страница 1

Человечество, входя в 21 век, формирует новые взгляды на общепризнанные ценности, принципы межличностных отношений, роль человека и его производственную деятельность. Многократно возрастает роль образования. К нему предъявляются новые требования. Оно становится необходимым условием благополучия человека. Уровень права граждан на образование становится фактором, определяющим уровень развития общества.

В документах ЮНЕСКО зафиксировано, что «образование не может более рассматриваться как роскошь или привилегия; оно лишь представляет собой абсолютную необходимость. Без широкого охвата образованием в мире не может быть ни демократии, ни справедливости, ни прогресса. Право на образование является всего лишь правом на участие в жизни современного мира».

Выводы, к которым мировое сообщество пришло только в последние годы, в России всегда были «само собой разумеющимися» принципами государственной политики в области образования.

Конституционное право граждан на образование в Российской Федерации зафиксировано в статье 43 Конституции Российской Федерации. Статья закрепляет за каждым право на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях или на предприятиях.

Конституционное право граждан на образование решает двуединую задачу. С одной стороны, получение образования обеспечивает гражданину его жизненное благополучие, положение в обществе, статус, а с другой - обеспечивает общество и государство образованными кадрами, что определяет темпы развития государства, является определяющим фактором ускорения научно-технического прогресса и усиления экономической мощи страны, фактором стабильности общества и демократии.

В последние годы, как и в предыдущие десятилетия, превалирует понимание образования как отрасли, призванной обслуживать производство. Неслучайно сегодня выкристаллизовывается целого ряда государственных политиков стремление перевести образование на платную систему, мотивируя это нынешней малой потребностью производства в квалифицированных рабочих и специалистах. Особо ярко это тенденция проявилась в ходе разработки среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997 - 2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост».

Такой подход к образованию ошибочен. Полагается, что при планировании развития образования, его финансовом обеспечении следует исходить из посыла, что государство обязано не только удовлетворить потребность личности на бесплатное получение любого уровня образования (хотя бы один раз), но и стимулировать гражданина к получению образования.

Предложенный принцип государственного подхода к образованию позволит государству решить следующие задачи:

- обеспечить стабилизацию положения в обществе, дальнейшее его развитие по цивилизованному пути, ибо уровень образованности общества является основной демократического развития страны;

- получить устойчивый экономический рост производства, что подтверждено практикой развития ныне передовых стран мира.

Анализ норм Конституции Российской Федерации, касающихся прав граждан на образование, приводит профессионалов к целому ряду недоуменных вопросов. В то же время, Конституцией Российской Федерации провозглашается общедоступным среднее профессиональное образование, которое никогда не было общедоступным, не является общедоступным сейчас и не рассматривается на ближайшие годы целесообразность постановки такого вопроса, не говоря уже о невозможности реализации этой нормы чисто практически по целому ряду весомых аргументов, в том числе и социального порядка.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Информационные программы в управленческом процессе
Использование потенциала информационных технологий в целях повышения эффективности бюджетного сектора экономики требует целенаправленной государственной политики, которая может быть реализована в рамках скоординированных между собой ведомственных программ информатизации (проводимых в 2002-2010 гг.) ...

Понятия доказывания в арбитражном процессе. Производство в арбитражном суде кассационной инстанции
Доказывание в арбитражном процессе - логико-практическая деятельность лиц, участвующих в деле, а также суда по установлению наличия или отсутствия фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Стадии - это определенные последовательные процессуальные действия субъекто ...

Действия при нападении на сотрудника или пост
Любые действия по предотвращению или пресечению нападения на сотрудника или пост должны быть заранее отработаны на занятиях в системе служебной подготовки. Перед несением службы сотрудники должны определить порядок взаимодействия, страховки, подачи условных сигналов в случае возникновения опасных с ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru