Юриспруденция » Кассационное производство » Процессуальный порядок рассмотрения кассационных жалоб и представлений

Процессуальный порядок рассмотрения кассационных жалоб и представлений

Страница 1

Производство в кассационной инстанции построено на тех же конституционных принципах, что и производство в суде первой инстанции, с теми лишь особенностями, которые вытекают из различия задач, стоящих перед названными судебными органами. В кассационной инстанции полностью осуществляются, например, такие принципы, как выборность, коллегиальность, независимость судей и подчинение их только закону, осуществление правосудия в точном соответствии с законом, принципы языка судопроизводства, гласности, непрерывности, диспозитивности и равноправия сторон. Что касается принципов устности, непосредственности, состязательности, то они действуют в суде второй инстанции с некоторыми ограничениями. Кассационная инстанция знакомится с большинством материалов по письменным документам, протоколам, имеющимся в деле; непосредственно воспринимает она лишь дополнительно представленные материалы, приобщенные к делу вещественные доказательства и объяснения, участвующих в деле лиц.

Законом предусмотрены специальные сроки, рассмотрения дела в кассационной инстанции (ст. 348 ГПК). Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд должны рассмотреть поступившее по кассационным жалобе, представлению дело не позднее чем в течение месяца со дня его поступления. Верховный Суд Российской Федерации должен рассмотреть поступившее по кассационным жалобе, представлению дело не позднее чем в течение двух месяцев со дня его поступления. Кассационные жалоба, представление по делам о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившие в ходе избирательной кампании или подготовки референдума на рассмотрение в суд кассационной инстанции, рассматриваются в течение пяти дней со дня их поступления.

Федеральными законами могут быть установлены сокращенные сроки рассмотрения кассационных жалоб, представлений по отдельным категориям дел в суде кассационной инстанции.

В качестве примера могут служить положения ст. 30.5 и 30.9 КоАП РФ, когда федеральным законом установлены сокращенные сроки пересмотра дел. Так, постановление судьи о применении административного взыскания обжалуется в суд, при этом срок рассмотрения жалобы не может превышать 10 дней. И в тот же срок рассматривается дело по жалобе на решение суда, принятого по обжалуемому постановлению судьи.

Процессуальный порядок рассмотрения дела судом второй инстанции регламентирован гражданским процессуальным кодексом. Он в основном совпадает с порядком, установленным законодательством применительно к рассмотрению и разрешению гражданских дел в суде первой инстанции. Например, принимая необходимые меры к обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка, председательствующий согласно ст. 349 ГПК руководствуется ст. ст. 158 и 159 ГПК, регламентирующим порядок судебного заседания в суде первой инстанции. Имеющиеся в ст.349 ГПК отсылки к ст. ст. 158, 159 ГПК свидетельствуют о том, что в суде второй инстанции должен применяться тот же порядок в судебном заседании, что и в суде первой инстанции, а к нарушителям порядка могут быть применены такие же меры, что и при рассмотрении дела по существу (предупреждение, удаление из зала судебного заседания, наложение штрафа и т.п.).

В отличие от суда первой инстанции заседание суда второй инстанции принято делить на следующие три части: подготовительную, рассмотрение жалобы или представления, постановление и оглашение определения.

Подготовительная часть начинается с открытия председательствующим в назначенный день и час судебного заседания кассационной инстанции. Лишь в исключительных случаях кассационная инстанция может перенести срок рассмотрения дела, но об этом должны быть заблаговременно извещены все участвующие в деле лица. Открытию судебного заседания не препятствует неявка сторон или других лиц, участвующих в деле, поскольку вопрос о возможности слушания дела в их отсутствие решается в самом судебном заседании.

В кассационной инстанции не ведется протокол судебного заседания и нет секретаря судебного заседания. Поэтому в отличие от суда первой инстанции, где явку участников процесса проверяет секретарь до открытия судебного заседания, в кассационной инстанции проверку явившихся по делу лиц совершает председательствующий в судебном заседании. Согласно ст. 351 ГПК председательствующий выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, и представителей явился; были ли извещены надлежащим образом неявившиеся и какие имеются сведения о причинах их неявки. Далее председательствующий устанавливает личность явившихся, а также проверяет полномочия должностных лиц и представителей, которые должны быть удостоверены соответствующими документами (доверенностью и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации
Термин «статус» происходит от латинского слова «status» – состояние, положение. Юридическая энциклопедия под редакцией М.Ю. Тихомирова определяет «статус» как правовое положение - совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей. Наиболее полное отражение категория статуса в конст ...

Государственная регистрации прав на землю и сделок с землей
Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Субъекты РФ принимают нормативно правовые акты о поэтапном создании органов, о ...

Юридическое лицо как субъект гражданского права. Виды юридических лиц
Юридическое лицо - это организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Юридическое лицо может быть создано путем объединения нескольких лиц и (или) имущества. Признаками юридического лица являются: 1) организационное единство. Юридическое лицо имеет определенную структу ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru