Юриспруденция » Религия, государство и право » Правовые проблемы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, составляющего государственную и муниципальную собственность

Правовые проблемы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, составляющего государственную и муниципальную собственность

Страница 1

Механизм передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения регулируется Федеральными законами "О свободе совести и о религиозных объединениях", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; указами Президента РФ от 30.11.92 № 1487; от 26.11.94 № 2121; от 5.05.97 № 452; постановлением Правительства РФ от 30.06.01 № 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения", а также распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 9 ноября 2001 г. № 3236-р "О делегировании полномочий Министерства имущества России по передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения".

В ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иных федеральных законах отсутствует правовое определение имущества религиозного назначения, хотя сам термин используется. Примерный перечень находящегося в федеральной собственности движимого и недвижимого имущества религиозного назначения предусмотрен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. № 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения". К такому имуществу относятся: недвижимое имущество (здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и культовые комплексы), созданное или предназначенное для совершения и обеспечения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, а также для профессионального религиозного образования; движимое имущество (в том числе предметы внутреннего убранства зданий и сооружений), созданное либо предназначенное для богослужебных и иных религиозных целей. Представляется, что правовое определение и примерный перечень объектов религиозного назначения должны быть закреплены на уровне федерального закона. Согласно п. 5 ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень такого имущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Однако до сих пор соответствующее постановление Правительства РФ не принято и перечень богослужебного имущества, не подлежащего взысканию по претензиям кредиторов, отсутствует.

Действующее законодательство предусматривает особый порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, составляющего государственную и муниципальную собственность. Такое имущество передается религиозным организациям безвозмездно в собственность или в безвозмездное пользование. Целью и основанием передачи является функциональное назначение соответствующего имущества — оно должно быть использовано по религиозному назначению.

Большинство религиозных организаций Русской православной церкви (РПЦ) обладают имуществом религиозного назначения на праве безвозмездного пользования. Приобрести указанное имущество в собственность религиозные организации, как правило, не могут в силу следующих причин.

Во-первых, большинство объектов, переданных в безвозмездное пользование религиозных организаций, составляют исключительную федеральную собственность. К их числу относятся: памятники истории и культуры федерального значения; особо ценные объекты; музейные предметы и коллекции, включенные в государственную часть Музейного фонда или в государственную часть Архивного фонда; недвижимое и относящееся к нему движимое имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями (государственными учреждениями).

Во-вторых, многие религиозные организации в силу испытываемых ими финансовых трудностей не в состоянии самостоятельно нести бремя собственника (коммунальные и страховые платежи, расходы на охрану и сохранение объекта и др.).

В-третьих, отсутствуют надлежащие правовые основания для безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций находящегося в государственной и муниципальной собственности имущества религиозного назначения. Прежде всего, до сих пор не принят закон о разграничении государственной собственности на собственность РФ и собственность ее субъектов. В этих условиях на практике между государственными органами возникают споры о праве собственности на соответствующий объект религиозного назначения. В результате бывает неясно, какой именно государственный орган уполномочен решать вопрос о передаче объекта в собственность религиозных организаций. Кроме того, согласно п. 4 ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ порядок безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения должен определяться специальным федеральным законом. В настоящее время такой закон отсутствует и определение механизма безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций соответствующего имущества отдано на откуп подзаконным актам.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Законодательное развитие основ потребкооперации
Событием особой важности для потребкооперации России стало принятие в июне 1992 г. Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Этот документ признавал общ6ественную необходимость существования потребительской кооперации как целостной системы хозяйствования. Он ...

Этапы развития лизинговой деятельности в России
В 70 - 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое обо ...

Объекты приватизации и их классификация
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество. Действующий Зако ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru