Юриспруденция » Религия, государство и право » Проблемы законодательного обеспечения прав религиозных организаций на землю

Проблемы законодательного обеспечения прав религиозных организаций на землю

Права религиозных организаций на землю регулируются Земельным кодексом РФ, а также ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

До вступления в силу ЗК РФ находящиеся в государственной (муниципальной) собственности земельные участки предоставлялись религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое осуществлялось безвозмездно. Однако п. 1 ст. 20 ЗК РФ существенно ограничил субъектный состав этого права. В число бессрочных пользователей землей включены теперь лишь государственные и муниципальные юридические лица. Религиозные организации в этот перечень не вошли. В силу ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) "они обязаны к 1.01.06. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. Таким образом, срок постоянного (бессрочного) права пользования землей на безвозмездной основе истекает к 1.01.06.

Указанное требование ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" подлежит отмене, поскольку вступает в противоречие с п. 3 ст. 20 ЗК РФ, согласно которому "право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие настоящего кодекса, сохраняется".

Кроме того, предусмотренные земельным законодательством виды прав негосударственных юридических лиц на землю (право аренды и право собственности) неприемлемы для подавляющего большинства религиозных организаций по следующим причинам. Аренда представляет собой возмездное пользование земельным участком, что затруднительно для религиозных организаций в связи с достаточно высокой ставкой арендной платы и постоянным ее возрастанием. Что касается приобретения земельных участков в собственность, то в большинстве случаев религиозные организации лишены такой возможности. Дело в том, что согласно п. 4 ст. 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Как известно находящиеся в пользовании религиозных организаций культовые здания, строения и сооружения, в том числе являющиеся памятниками истории и культуры, примерно на 99% являются исключительной собственностью государства. Таким образом, согласно указанной норме религиозные организации не могут получить в собственность земельные участки, на которых находятся культовые объекты, поскольку и земельные участки, и эти объекты принадлежат одному лицу- государству.

ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусматривая для религиозных организаций право долгосрочной аренды сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, запрещает их выкуп в собственность религиозных организаций (п. 5 ст. 10 ФЗ). При этом закон не учитывает положение п. 3 ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому передача в собственность религиозных организаций относящихся к культовым зданиям и сооружениям земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, осуществляется безвозмездно. Перечисленные пробелы в действующем земельном законодательстве призван устранить проект ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ", ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" и ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который в настоящее время готовится к третьему чтению. Данный законопроект безусловно заслуживает поддержки. Серьезное беспокойство вызывают и те положения ЗК РФ, которые определяют особый режим использования земель историко-культурного назначения, к которым относятся земли объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Так, согласно 2 и 4 ст. 99 ЗК РФ эти земли должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением. Особый правовой режим использования земель историко-культурного назначения запрещает деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Таким образом, если исходить из того, что основной целью использования земель историко-культурного назначения являются меры по их сохранности и иные научно-культурные действия, то, очевидно, что уставная деятельность религиозных организаций, проводимая ими в храмах, монастырях и иных объектах религиозного назначения, являющихся памятниками истории и культуры, преследует цели иного характера. В этой связи есть серьезные опасения, что Богослужения, монашеский быт, занятия в воскресных школах и в духовных учебных заведениях, паломничество, а также иная религиозная деятельность могут быть признаны несоответствующими основной цели использования земель историко-культурного назначения. Такое положение вряд ли приемлемо.

Смотрите также:

Проблемы определения понятия «правовые гарантии»
Природа гарантий неоднозначно оценивается в юридической литературе. Они рассматриваются: а) как закономерности; б) средства; в) средства и условия; г) средства и способы; д) средства, способы и условия; е) социальные условия; ж) обеспечение. Анализ различных подходов к проблеме позволит сформулиров ...

Определение понятия сроков исковой давности
Под сроком защиты гражданских прав понимается срок, в течение которого лицо, право которого нарушено, может требовать принудительного осуществления или защиты своего права. Поскольку основным средством защиты нарушенного гражданского права является иск, указанный срок получил наименование срок иско ...

Анализ профессионального развития государственных гражданских служащих Главного организационно-кадрового управления Омской области
В целях реализации единой государственной кадровой политики по удовлетворению потребности органов исполнительной власти Омской области в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Омской области, в соответствии с частью 5 статьи 63 Феде ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru