Юриспруденция » Религия, государство и право » Проблемы законодательного обеспечения прав религиозных организаций на землю

Проблемы законодательного обеспечения прав религиозных организаций на землю

Права религиозных организаций на землю регулируются Земельным кодексом РФ, а также ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

До вступления в силу ЗК РФ находящиеся в государственной (муниципальной) собственности земельные участки предоставлялись религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое осуществлялось безвозмездно. Однако п. 1 ст. 20 ЗК РФ существенно ограничил субъектный состав этого права. В число бессрочных пользователей землей включены теперь лишь государственные и муниципальные юридические лица. Религиозные организации в этот перечень не вошли. В силу ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) "они обязаны к 1.01.06. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. Таким образом, срок постоянного (бессрочного) права пользования землей на безвозмездной основе истекает к 1.01.06.

Указанное требование ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" подлежит отмене, поскольку вступает в противоречие с п. 3 ст. 20 ЗК РФ, согласно которому "право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие настоящего кодекса, сохраняется".

Кроме того, предусмотренные земельным законодательством виды прав негосударственных юридических лиц на землю (право аренды и право собственности) неприемлемы для подавляющего большинства религиозных организаций по следующим причинам. Аренда представляет собой возмездное пользование земельным участком, что затруднительно для религиозных организаций в связи с достаточно высокой ставкой арендной платы и постоянным ее возрастанием. Что касается приобретения земельных участков в собственность, то в большинстве случаев религиозные организации лишены такой возможности. Дело в том, что согласно п. 4 ст. 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Как известно находящиеся в пользовании религиозных организаций культовые здания, строения и сооружения, в том числе являющиеся памятниками истории и культуры, примерно на 99% являются исключительной собственностью государства. Таким образом, согласно указанной норме религиозные организации не могут получить в собственность земельные участки, на которых находятся культовые объекты, поскольку и земельные участки, и эти объекты принадлежат одному лицу- государству.

ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусматривая для религиозных организаций право долгосрочной аренды сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, запрещает их выкуп в собственность религиозных организаций (п. 5 ст. 10 ФЗ). При этом закон не учитывает положение п. 3 ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому передача в собственность религиозных организаций относящихся к культовым зданиям и сооружениям земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, осуществляется безвозмездно. Перечисленные пробелы в действующем земельном законодательстве призван устранить проект ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ", ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" и ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который в настоящее время готовится к третьему чтению. Данный законопроект безусловно заслуживает поддержки. Серьезное беспокойство вызывают и те положения ЗК РФ, которые определяют особый режим использования земель историко-культурного назначения, к которым относятся земли объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Так, согласно 2 и 4 ст. 99 ЗК РФ эти земли должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением. Особый правовой режим использования земель историко-культурного назначения запрещает деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Таким образом, если исходить из того, что основной целью использования земель историко-культурного назначения являются меры по их сохранности и иные научно-культурные действия, то, очевидно, что уставная деятельность религиозных организаций, проводимая ими в храмах, монастырях и иных объектах религиозного назначения, являющихся памятниками истории и культуры, преследует цели иного характера. В этой связи есть серьезные опасения, что Богослужения, монашеский быт, занятия в воскресных школах и в духовных учебных заведениях, паломничество, а также иная религиозная деятельность могут быть признаны несоответствующими основной цели использования земель историко-культурного назначения. Такое положение вряд ли приемлемо.

Смотрите также:

Юридическое лицо как субъект гражданского права. Виды юридических лиц
Юридическое лицо - это организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Юридическое лицо может быть создано путем объединения нескольких лиц и (или) имущества. Признаками юридического лица являются: 1) организационное единство. Юридическое лицо имеет определенную структу ...

Понятие доверительного управления имуществом
Договор доверительного управления имуществом – новый для отечественного законодательства. Он оформляет отношения по управлению чужим имуществом в интересах его собственника (или иного управомоченного лица – кредитора в обязательстве, субъекта исключительного права) либо иного указанного им (третьег ...

Понятие объекта преступления
В соответствии с гл. 1 УК РФ законодательно определено, что приоритетной задачей Уголовного Кодекса является охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных пося ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru