Юриспруденция » Религия, государство и право » Вопросы правового обеспечения религиозного образования

Вопросы правового обеспечения религиозного образования

Страница 1

В действующем Законе РФ "Об образовании" отсутствуют нормы о религиозном образовании. Более того, сам термин "религиозное образование" в Законе не упоминается. Между тем, с правовой точки зрения религиозное образование представляет собой особый вид образования. В этой связи на него должны распространяться нормы законодательства об образовании. Действительно, в целом ряде зарубежных государств нормы о религиозном образовании помещены в законах, регулирующих образовательную деятельность. Например, во Франции нормы о религиозном образовании содержатся в Кодексе образования; в Германии (в Земле Северный Рейн-Вестфалия) нормы о религиозном образовании помещены в Закон о школьном уставе.

Что касается России, то на сегодняшний день нормы о религиозном образовании содержатся в ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Однако ни действующая редакция этого Закона, ни проект его новой редакции не раскрывают понятие религиозного образования, которое, согласно международным актам, представляет собой образование, осуществляемое на основе религиозного мировоззрения непосредственно религиозными организациями, с их участием или во взаимодействии с ними.

Основные особенности религиозного образования заключаются в следующем. Во-первых, религиозное образование не может быть общеобязательным; оно осуществляется на добровольной основе. В этой связи п. 1 ст. 5 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусматривает, что "каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими". Во-вторых, религиозное образование несовершеннолетних должно осуществляться с учетом преимущественного права родителей воспитывать детей в соответствии с собственными убеждениями. Необходимые гарантии соблюдения этого права предусмотрены п. 5 ст. 3 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому запрещается обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей (лиц, их заменяющих); в силу п. 4 ст. 5 Закона обучение религии несовершеннолетних учащихся государственных школ осуществляется по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия самих учащихся. В-третьих, характерным признаком религиозного образования является его осуществление в тесном взаимодействии с религиозными организациями, что отражено в нормах зарубежного законодательства. В частности, в Германии, согласно Конституции Земли Северный Рейн-Вестфалия разработка учебных планов и учебников по религии должна согласовываться с церковным или религиозным обществом. Представляется, что ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" должен содержать нормы, посвященные вопросам взаимодействия государственной (муниципальной) системы образования с религиозными организациями. Это взаимодействие может осуществляться, в частности, в формах соучредительства образовательных учреждений, в том числе образовательных учреждений религиозных организаций; совместной разработки и реализации образовательных программ по изучению религий и (или) религиозной культуры; подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Являясь составным элементом права на свободу совести, право на религиозное образование осуществляется с соблюдением тех ограничений, которые установлены в отношении самого права на свободу совести. Многие ограничения связаны с принципом светского характера государства Российская Федерация, который закреплен в ст. 14 Конституции РФ. Как известно, данный конституционный принцип конкретизирован применительно к государственной и муниципальной системам образования. Согласно п. 4 ст. 2 Закона об образовании и п. 2 ст. 4 Закона о свободе совести образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях носит светский характер. Иногда это положение называют конституционным, что неверно, поскольку в действующей Конституции РФ оно отсутствует.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Разграничение предметов ведения
Разграничение предметов ведения, это, пожалуй, главное в идеи федерализма. Сама идея федерализма основана на том, чтобы децентрализовать управление по территориальному принципу. Разграничение законодательства и налогообложения между федерацией и субъектами федерации очень сходны, так как в правовом ...

Профилактика побегов из исправительных колоний
Побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи препятствует реальному исполнению приговора, осуществлению задач и целей наказания. Несмотря на принимаемые меры, число побегов осужденных из исправительных колоний остается большим. Их доля в общей структуре преступности составляет бол ...

Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях
Постановление о наложении административного наказания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством РФ. При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного наказания оно подлежит исполнению после оставления жалобы или представлени ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru