Юриспруденция » Религия, государство и право » Вопросы правового обеспечения религиозного образования

Вопросы правового обеспечения религиозного образования

Страница 2

Принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях был предусмотрен в Конституции СССР. Он сохранен и поныне в конституциях некоторых стран СНГ и Балтии. Однако следует еще раз подчеркнуть, что действующая Конституция РФ умалчивает о светском характере государственной и муниципальной систем образования, отдавая констатацию этого принципа на откуп специальным законам.

В свою очередь, специальные законы (Закон РФ "Об образовании" и ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях") не конкретизируют понятие светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В последние годы Минобразования России предпринимает попытки определить понятие "светскости" образования в государственной школе. Так, например, в письме Министерства образования от 4.06.99 № 14-53-281ин/ 14-04 было указано, что "в данных Министерством образования рекомендациях термин "светский" интерпретируется как "нецерковный", "гражданский" и не рассматривается как синоним слов "атеистический", "антирелигиозный"". Другая попытка определения "светскости" образования содержится в Пояснительной записке к примерному содержанию образования по учебному предмету "Православная культура" (Приложение к письму Министерства образования РФ от 22.10.02 № 14-52-876 ин/16). Важно иметь ввиду, что упомянутое письмо Минобразования РФ от 4.06.99 на сегодняшний день уже не действует, а письмо Минобразования РФ от 22.10.02 носит информативный характер, не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и поэтому не является нормативным правовым актом. В этой связи особенно важно закрепить адекватную трактовку термина "светский характер образования" в действующих нормативных правовых актах и, прежде всего, в Законе РФ "Об образовании" и ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Согласно п. 5 ст. 1 Закона РФ "Об образовании" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается создание и деятельность религиозных организаций. Представляется, что абсолютный запрет на деятельность религиозных объединений в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не соответствует действующему законодательству. Религиозные организации согласно нормам законодательства о свободе совести вправе осуществлять в государственных и муниципальных образовательных учреждениях некоторые виды деятельности (в частности, благотворительную деятельность, обучение религии). Что касается богослужебной деятельности, иных религиозных обрядов и церемоний, то на практике они проводятся в домовых храмах, созданных на территории государственных и муниципальных образовательных учреждений (например, на территории МГУ создано и действует Патриаршее подворье Домовый Храм Святой Мученицы Татианы). Домовые храмы создаются централизованными религиозными организациями как их канонические подразделения. Государственные и муниципальные образовательные учреждения лишь предоставляют домовым храмам помещения для проведения богослужебной деятельности, однако в создании домового храма как юридического лица участия не принимают. Из буквального смысла положений п. 5 ст. 1 Закона РФ "Об образовании" следует, что закон запрещает создание религиозных организаций и осуществление ими религиозных обрядов в государственном и муниципальном образовательном учреждении как организации, юридическом лице. Между тем, территория, в частности, помещения, государственных и муниципальных образовательных учреждений могут быть использованы для этих целей. В этой связи в нормах действующего законодательства о свободе совести целесообразно закрепить положение, согласно которому создание религиозной организации на территории государственных и муниципальных образовательных учреждений возможны, однако учредителями такой религиозной организации не могут выступать участники образовательного процесса (учащиеся, их родители (законные представители), педагоги.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Субъективная сторона лжепредпринимательства
Субъективная сторона лжепредпринимательства характеризуется умышленной формой вины. Данная точка зрения является общепризнанной по этому вопросу, и к такому выводу с неизбежностью приводит конструкция состава правонарушения. Так, обязательным признаком субъективной стороны является наличие определе ...

Субъективная сторона
До сих пор речь шла о внешнем выражении преступления преступлении как объективно существующем поведении человека связанном с вредом тем или иным общественным отношениям. Однако только внешними элементами нельзя ограничить преступление. Еще в древности было отмечено важное значение внутреннего мира ...

Форма правления понятие и сущность формы правления
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании. Форма правл ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru