Юриспруденция » Органы исполнительной власти Республики Беларусь » Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти

Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти

Страница 2

Органы государственного управления являются частью государственного аппарата, поэтому им присуши основные черты, свойственные всем другим государственным органам. Государство немыслимо без аппарата особой публичной власти. Наличие такого аппарата является одной из составляющих государства. Органы государственного управления одновременно обладают также специфическими свойствами, обособляющими их в отдельную систему органов [12, с.250].

Органам исполнительной власти присущи основные черты, признаки, свойственные органам государственной власти.

Итак, основные признаки органа исполнительной власти:

ü обладает государственно-властными полномочиями;

ü является частью аппарата государства;

ü осуществляет от имени государства его задачи и функции;

ü является политической организацией;

ü имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

ü образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

ü несет ответственность перед государством за свою деятельность.

Наряду с общими органы исполнительной власти (государственного управления) имеют специфические признаки:

Ø осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность — государственное управление;

Ø представляют собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления;

Ø осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера;

Ø осуществляют общее, непосредственное, повседневное оперативное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах [16, с. 62].

Таким образом, орган исполнительной власти (государственного управления) – это такая организация, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство (регулирование) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества [15, с.40].

Вопрос о классификации органов государственного управления является актуальной проблемой административного права. Он имеет большое научно-познавательное и практическое значение.

Классификация позволяет изучить особенности организации и деятельности органов исполнительной власти, а также установить закономерности во взаимосвязях отдельных органов, правильно объяснить их.

Классификация органов управления может быть различной в зависимости от того, какая сторона их организации и деятельности берется в данном случае за основной критерий. Так, если исполком местного Совета рассматривать в зависимости от территориальных пределов деятельности, то это будет местный орган управления; от характера компетенции — орган общей компетенции; от порядка разрешения подведомственных ему вопросов — коллегиальный орган; от источника финансирования — орган госбюджетного финансирования и т.д.

При классификации органов управления следует руководствоваться не столько наименованием самого органа, сколько исходить из его правового положения, места в общей системе органов управления, специфики его организации и деятельности. Существенным признаком считается тот, который характеризует деятельность данного или нескольких органов, выделяет их из числа других органов в особую самостоятельную одноименную группу.

В зависимости от объема компетенции органы исполнительной власти делятся на три группы: органы общей, отраслевой и специальной (межотраслевой) компетенции.

Органы государственного управления общей компетенции ведают в пределах подведомственной им территории одновременно всеми или многими отраслями управления. Их полномочия гораздо шире полномочий органов управления, обладающих отраслевой или специальной компетенцией, они осуществляют общее руководство и координацию деятельности последних. К органам управления общей компетенции относятся Совет Министров, местные исполкомы и местные администрации [16, с.67].

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, например, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства [10, с.136].

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Исполнение принятого решения
Заключительной стадией производства по делу об административном правонарушении является исполнение постановления, вынесенного по этому делу. Стадию исполнения постановления о наложении административных взысканий можно подразделить на три этапа: - обращение постановления к исполнению; - фактическое ...

Права и обязанности сторон
Основной обязанностью участников договора мены является передача товара в собственность контрагенту, а правом соответственно является принятие данной вещи. При этом каждая из сторон самостоятельно несет расходы по передаче и принятию соответствующего товара, если из договора мены не вытекает иное, ...

Виды исполнительства
Из законодательного определения исполнителя следует, что таковым признаются три категории субъектов: Лицо, которое непосредственно совершает преступление либо участвует в его непосредственном совершении совместно с другими лицами. Следовательно, данное лицо должно обладать как общими признаками суб ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru