Юриспруденция » Договор страхования » Существенные условия договора страхования

Существенные условия договора страхования

Страница 1

Каждое из существенных условий договора страхования должно быть четко определено, чтобы при наступлении страхового случая не возникало вопроса о застрахованном интересе. Такой вопрос не возникает, когда застраховано имущество, являющееся индивидуально определяемой вещью, например жилой дом по определенному адресу [10, с. 64].

Сложнее определить страховой интерес при страховании имущества по генеральному полису. В договоре должен быть четко описан способ определения отдельной партии застрахованного имущества. Определяя страховой случай, при наступлении которого страховщик выплачивает страховое возмещение, необходимо установить, какие последствия этого случая составляют страховой интерес. Например, при страховании жилого дома и определенного имущества, находящегося в доме, страховании на случай гибели, повреждения дома, имущества, находящегося в доме, и другой его утраты в связи с пожаром. Размер страховой суммы может быть определен твердой цифрой, например, равной стоимости застрахованного имущества или ее частью. По отдельным видам страхования она может быть определена суммой расходов, произведенных в связи с наступающим страховым случаем. Сумма страхового взноса и сроки его уплаты определяются страховым тарифом, т.е. ставкой страхового взноса с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска, если иное не установлено законодательными актами об обязательном страховании [20, с. 50].

Начало действия договора страхования определяется по правилам ст. 847 ГК. Срок окончания договора страхования согласовывается сторонами и указывается в договоре. Стороны могут определить срок, при наступлении которого все обязательства прекращаются либо конечный срок исполнения каждого из обязательств, предусмотренных договором.

В п. 1 и 2 ст. 832 ГК установлены существенные условия страхования. Их перечни одинаковы как для имущественного, так и для личного страхования. Они различаются только по объекту страхования (пп. 1 п. 1 и пп. 1 п. 2 ст. 832 ГК). Хотя перечисленные в обоих подпунктах п. 1 и п. 2 ст. 832 ГК условия одинаковы, каждое из них наполняется различным содержанием. Последнее определяется объектом имущественного или личного страхования.

O последствиях отсутствия в договоре страхования, как и в любом другом договоре, существенного условия см. комментарий к ст. 402 ГК.

Установленные п. 3 ст. 832 ГК условия договора имущественного страхования или страхования ответственности и договора личного страхования являются дополнительными существенными условиями для таких договоров, заключаемых между страхователем и страховщиком в случае, если страхователем является гражданин.

Чтобы ускорить процесс согласования условий договора страхования и упростить саму процедуру заключения договора, страховщики либо объединения страховщиков вправе разработать и использовать в процессе практической деятельности стандартные правила по отдельным видам страхования. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 20 «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республики Беларусь» и Положением об объединении страховщиков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2001 г. № 437, с изм и доп. от 28 февраля 2002 г. № 288, 13 мая 2004 г. № 556 (НРПА. 2001. № 35. 5/5613; 2002. № 32. 5/10103; 2004. № 77. 5/14236), объединение страховщиков для осуществления своей деятельности вправе устанавливать обязательные для членов объединения правила и стандарты деятельности на страховом рынке и контролировать их соблюдение. Такие правила и стандарты вносятся страховщиками в разрабатываемые ими правила по отдельным видам страхования и являются обязательными для страховщиков и страхователей.

Порядок оформления и согласования правил страхования установлены Инструкцией о порядке оформлениями согласования правил страхования и страховых тарифов по добровольным видам страхования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. 3 145 (НРПА. 2003. 3*123. 8/10151). Решение Министерства финансов об отказе в согласовании правил страхования, а также изменений и (или) дополнений в правила страхования может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством в 3-дневный cpок. [5, с. 18].

За согласование правил страхования по добровольным видам страхования, а также вносимых в них изменений и (или) дополнений Министерством финансов установлена плата по каждому виду добровольного страхования в размере 30 базовых величин, а за внесение изменений и (или) дополнений, вносимых в правила страхования, по каждому виду добровольного страхования -20 базовых величин. Эта плата перечисляется страховыми организациями в республиканский бюджет до внесения в Министерство финансов правил страхования по каждому виду страхования, а также изменений и (или) дополнений в эти правила (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2003 г. № 1450 «Об установлении платы за согласование правил страхования по добровольным видам страхования, а также вносимых в них изменений и дополнений», с изм. и доп. от 31 декабря 2004 г. № 1704 // НРПА. 2003. № 124. 5/13327; 2005. № 5. 5/15420). В одобренных, утвержденных или согласованных с Министерством финансов правилах страхования типизируются условия договора. Страхователям предлагается заключить договор страхования на условиях, изложенных в таких правилах или отказаться от заключения договора. Фактически договор страхования является видом договора присоединения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Роль и место профсоюзов в регулировании договорных трудовых отношений на предприятиях
Трудовое право наделяет профсоюзы определенными правами в сфере занятости. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. предоставил право профсоюзам решать по данному Закону возникшие у них с администрацией коллективные трудовые споры, включив их в число субъектов трудового ...

Единый порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан
Ключевой принцип приемлемости обращения к органам государственной власти Российской Федерации закреплен в ч. 2 ст. 2 ФЗ об обращениях. Установлено, что осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Сформулированное положение корреспондирует ч. 3 ст. 17 К ...

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами произво ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru