Юриспруденция » Исполнительные документы » Правовое регулирование исполнения судебных актов и актов иных органов. Понятие и виды исполнительных документов

Правовое регулирование исполнения судебных актов и актов иных органов. Понятие и виды исполнительных документов

Страница 1

Законодательная практика России нашего времени развивается по пути создания самостоятельных от гражданского процессуального права актов, регламентирующих исполнение судебных и иных решений. 1 февраля 2008года в Российской Федерации вступили в силу новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве", а также остался в силе Федеральный закон "О судебных приставах" с некоторыми изменениями и дополнениями.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по федеральным законам "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесения судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. Судебные приставы-исполнители полностью подчинены органам исполнительной власти - органам юстиции.

Принятие названных законов было вызвано тем, что действующий до недавнего времени механизм принудительного исполнения судебных и других актов сформировался в иных, по сравнению с современными, экономических условиях и не был рассчитан на рыночные отношения и реальное обращение взыскания на имущество не только граждан, но также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по их долгам. Для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьёзной проблемой побуждение должника к исполнению своих обязательств, закреплённых в правоприменительном акте.

В этих условиях получила широкое распространение так называемая "теневая юстиция", то есть посредничество организованных преступных формирований и их лидеров в урегулировании имущественных споров и взыскания долгов путём создания параллельных государственным службам криминальных структур, действующих противозаконными методами.

Сложное положение с исполнением судебных актов и актов иных органов подтверждается рядом примеров. Так, согласно статистике, в 1996г. в Российской Федерации были произведены взыскания и исполнительные действия по 35 % от всех оконченных исполнительных документов. В пользу юридических лиц взыскания произведены на 23 % .

Разработка и принятие Федерального закона "Об исполнительном производстве" преследовала следующие цели:

1) восполнить пробелы в действующем законодательстве, регулирующем отношения, связанные с обращением взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций должников;

2) устранить противоречия в действующем законодательстве;

3) добиться реального и своевременного исполнения судебных актов и актов других органов;

4) повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам;

5) поднять эффективность решения судов и иных органов, а, следовательно, и их авторитет в обществе.

Принятие названных законов сняло определенные противоречия, ввело в действие новые нормы, устраняющие пробелы в законодательстве, но не решило многих насущных проблем. Некоторые из которых мы ниже рассмотрим.

Помимо упомянутых законов, регулирование исполнения судебных актов и актов иных органов осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

К числу правовых актов, регулирующих осуществление исполнительного производства и совершения исполнительных действий, можно отнести следующие федеральные законы:

Гражданский процессуальный кодекс РФ. Поскольку нет иного перечня видов имущества граждан (включая имеющих статус индивидуальных предпринимателей), на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то следует руководствоваться ст.446 ГПК.

Арбитражный процессуальный кодекс урегулировал вопросы, не получившие разрешения в Федеральном законе "Об исполнительном производстве": немедленное исполнение решения арбитражного суда (ст. 182), выдача нескольких исполнительных листов по одному судебному акту (ст. 319), поворот исполнения судебного акта (ст. 325) и ряд других вопросов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров
Заключение хозяйственного договора осуществляется в соответствии с принципами, установленными для осуществления предпринимательской деятельности: - принцип равенства участников хозяйственных правоотношений; - принцип свободы договора; - принцип диспозитивности; - принцип добросовестности и разумнос ...

Формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе, его правотворческие полномочия
Среди достаточно обширного перечня полномочий Президента Российской Федерации, содержащихся в главе 4 Конституции, значительное место занимают так называемые правотворческие полномочия. Их не стоит путать с полномочиями по взаимодействию с Федеральным Собранием. Не смотря на то, что во многих учебн ...

Трудовой договор в условиях Севера
Вышеперечисленные существенные условия, которые следует отражать в трудовых договорах, являются повсеместными и не учитывают специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера. Поэтому на Севере кроме перечисленных в статье 57 Трудового кодекса РФ общих условиях трудового догово ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2017 - All Rights Reserved - www.coalink.ru