Юриспруденция » Правовая основа индивидуального предпринимательства » Исторические аспекты развития законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности в России

Исторические аспекты развития законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности в России

Страница 3

В бывшем СССР фигура предпринимателя впервые приобрела легальное признание после вступления в силу с 1 мая 1987 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

В советском законодательстве термин «индивидуальная трудовая деятельность» появился в Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 г., который был принят на шестой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва и введен в действие с 1 мая 1987 г. Данный закон впервые разрешил индивидуальную трудовую деятельность граждан, называя их «гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью». При этом преамбула данного закона звучала так: «Индивидуальная трудовая деятельность в СССР используется для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно полезной деятельностью, предоставления им возможности получения доходов в соответствии с затратами своего труда».

Индивидуальная трудовая деятельность определялась как общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанных с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутриколхозными трудовыми отношениями (ч.2 ст.1 Закона 1986 г.)

Заниматься индивидуальной трудовой деятельностью разрешалось совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся (ст.3 Закона 1986 г.). Т.е. данный закон разрешал занятие индивидуальной трудовой деятельностью только в порядке «вторичной занятости», иными словами – либо в свободное от основной работы время, либо лицам вообще не занятым никакой трудовой деятельностью.

Допускалась индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на труде граждан и членов их семей (ч.1 ст.1 Закона 1986 г.).

Разрешая заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, закон также определял отдельные виды деятельности в различных сферах, таких как, кустарно-ремесленные промыслы (ст.11 Закона 1986 г.), бытовое обслуживание населения (ст.14 Закона 1986 г.), социально-культурная сфера деятельности (ст.17 Закона 1986 г.), занятие которыми было запрещено.

Для получения права на занятие индивидуальной трудовой деятельностью граждане должны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (ст.7 Закона 1986 г.).

За приобретение патента взималась плата исходя из среднегодового дохода лиц, занимающихся аналогичной деятельностью в государственных, кооперативных и других общественных учреждениях и организациях или лиц выполняющих аналогичную работу в порядке индивидуальной трудовой деятельности без патентов (ст.10 Закона 1986 г.).

За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Граждане, имеющие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности (ч.2 ст.9 Закона 1986 г.).

Закон, впрочем, ставил индивидуальную трудовую деятельность в жесткие и узкие рамки. Так, например, помимо перечисленных запретов, не допускалась индивидуальная трудовая деятельность с привлечением наемного труда, с целью извлечения нетрудовых доходов или в ущерб общественным интересам (ч.4 ст.1 Закона 1986 г.).

Сфера действия данного закона не распространялась на отношения связанные с деятельностью граждан в сфере науки, техники, литературы и искусства, а также на выполнение платных работ, носящих разовый характер, незначительных по объему и оплате труда (ст.2 Закона 1986 г.). Таким образом, закон не распространялся на деятельность, которая не отвечала признаку систематичности в получении дохода (прибыли).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Разграничение предметов ведения
Разграничение предметов ведения, это, пожалуй, главное в идеи федерализма. Сама идея федерализма основана на том, чтобы децентрализовать управление по территориальному принципу. Разграничение законодательства и налогообложения между федерацией и субъектами федерации очень сходны, так как в правовом ...

Муниципальные выборы. Виды муниципальных выборов
Муниципальные выборы – это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиям ...

Государство и система потребительской кооперации
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствую ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru