Юриспруденция » Правовая основа индивидуального предпринимательства » Конституционные гарантии индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Конституционные гарантии индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Страница 3

Правительство РФ, которое, кстати, возглавляет и государственные системы предпринимательства, в своей нормотворческой деятельности должно исходить из того, что предпринимательство - это прежде всего область частного интереса. Поэтому недопустимо оставлять за частным сектором такую сферу, которая неизмеримо мала по сравнению с масштабами деятельности государственного предпринимательства.

Да и тот факт, что правительство возглавляет государственное предпринимательство, не позволяет ему в нормативном порядке определять общие условия предпринимательской деятельности. Не случайно в ст. 4 Конституции РФ закреплен принцип верховенства законов.

Безусловно, положения ст. 34 Конституции являются непосредственно действующими и для Конституционного Суда РФ, который должен сверять результаты нормотворческой деятельности законодательных, исполнительных органов государственной власти с этими положениями и другими конституционными гарантиями предпринимательства. Конституционный Суд осуществляет судебный конституционный контроль за тем, чтобы органы государства, о которых идет речь в ст. 125 Конституции РФ, в своей нормотворческой деятельности придерживались тех конституционных положений, в которых может протекать предпринимательская деятельность.

Сложнее обстоит дело с непосредственным действием норм ст. 34 Конституции РФ в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности является основой институтов или даже отрасли законодательства. Поэтому непосредственное применение положений ст. 34 Конституции РФ судами общей юрисдикции и арбитражными судами если и допустимо, то только в условиях отсутствия законов или при несоответствии доконституционного законодательства новой Конституции РФ.

При системном анализе всех конституционных положений может быть выявлено содержание права на предпринимательскую деятельность

Конституция РФ, как свод важнейших юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфере экономики. Конституционные гарантии предпринимательства настолько многочисленны, что в научном обиходе появилось условное понятие «экономическая конституция», обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституционных норм, устанавливающих экономическое многообразие (предпринимательства в том числе).

Содержащиеся в ст. 8 Конституции РФ положения о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность.

Конституционные гарантии предпринимательства содержатся во всех главах Конституции РФ, хотя нередко они формулируются и в нормах, определяющих полномочия органов власти.

Так, в ст. 75 Конституции РФ основная функция Центрального банка РФ определена как необходимость обеспечения устойчивости рубля. Из принципа устойчивости рубля может быть выведен такой элемент содержания права на предпринимательскую деятельность, как право предпринимателей на благоприятную экономическую среду, исключающую, прежде всего чрезмерную инфляцию. Независимость денежной системы от правительства, конституционный правовой статус Центрального банка РФ являются одновременно и конституционными гарантиями для развития предпринимательской деятельности.

В статье 74 Конституции РФ содержатся положения о недопустимости установления на внутренней территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Эти положения также предназначены для гарантирования права предпринимательской деятельности. Из статьи 106 Конституции РФ следует, что решение вопросов о налогообложении предпринимателей может осуществляться только путем принятия законов, то есть закрепляется принцип распоряжения государственными финансами только на основе законов, принятых Государственной Думой и подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Применение контрольно-кассовой техники
При продаже товаров, работ, услуг за наличный расчет (или при оплате пластиковыми картами) в установленных случаях должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Гос. Реестр. Нормативные документы. Основными документами, которые регламентируют порядок ведения кассовых операций и услов ...

Виды соучастников
Соучастниками называются лица, объединившиеся для совместного участия в совершении умышленного преступления. В зависимости от ролей, которые они при этом выполняют, уголовный закон (ч. 1 ст. 33 УК РФ) выделяет следующие их виды: 1) исполнитель; 2) организатор; 3) подстрекатель; 4) пособник. В основ ...

Услофия развития понятия гражданского общества в средневековой Европе
В Европе ХY столетия постепенно утверждались и легитимировались качественно новые отношения между человеком, обществом и государством. Новое Время ознаменовалось формированием и вычленением из целостного человеческого социума гражданского общества и мира политического в качестве самостоятельных, хо ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru