Юриспруденция » Общественный и производственный земельный контроль » Общественный земельный контроль

Общественный земельный контроль

Страница 1

Общественный земельный контроль — это контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия решений исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель, который осуществляют органы территориального общественного самоуправления, другие общественные организации или объединения, граждане.

Предметом общественного земельного контроля является проверка соблюдения установленного в правовых актах порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, решений, затрагивающих предусмотренные Кодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также требований использования и охраны земель.

Задача общественного контроля — проверка исполнения законодательства, а также обеспечение реализации прав трудовых коллективов, предприятий и граждан на участие в управлении государственными и общественными делами в области использования и охраны природных ресурсов и конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Общественный контроль за использованием и охраной земель следует проводить на стадиях планирования и территориального зонирования использования земель, проектирования и согласования места размещения различных объектов, использования земельных участков юридическими и физическими лицами. В отдельных случаях общественным организациям и гражданам предоставляются полномочия по осуществлению внешнего, независимого контроля за землепользованием в целом, ведущегося параллельно или дополнительно к государственному. К примеру, допускается проведение общественной экологической экспертизы. Однако компетенция и спектр полномочий общественных организаций в области контроля по сравнению с государственными органами существенно ограничен. Так, общественные организации и граждане, по общему правилу, не имеют права инспектировать объекты землепользования, требовать от землепользователей предъявления документов для экспертизы, осуществлять лицензирование, давать обязательные для исполнения землепользователями предписания до тех пор, пока эти полномочия не будут им переданы.

В законодательстве определены три субъекта, наделенные полномочиями по осуществлению общественного земельного контроля. Это органы территориального общественного самоуправления, общественные организации и граждане. Правовой статус каждого из названных субъектов регулируется отдельными правовыми актами, и, соответственно, вопросы взаимодействия с органами муниципального земельного контроля должны рассматриваться отдельно.

Общественный земельный контроль может осуществляться в самых различных формах, в том числе не предусмотренных законодательством, поскольку создание демократического социального государства предполагает инициативу, поиск и разнообразие форм участия граждан в управлении обществом и государством. Граждане могут сообщать в государственные и муниципальные органы о правонарушениях в области охраны земель и окружающей среды, участвовать в проверках, пикетах и иных уличных мероприятиях, а также в проведении государственного земельного и экологического контроля. В ряде ведомств разработаны и применяются положения об общественных контрольных инспекциях. Такие инспекции и положения о них существуют в области земельных отношений, лесного хозяйства, охраны рыбных и охотничьих запасов. В ряде мест они оправдывают себя, способствуют развитию общественной инициативы, повышению ответственности за состояние земель, других природных ресурсов, всей окружающей среды, благоприятный уровень которой является весомым фактором социальной заботы государства и общества о своих гражданах. Восстанавливаются добровольные народные дружины по охране общественного порядка, к функциям которых относится и поддержание земельного и экологического правопорядка. Уходит в прошлое навязываемое населению мнение о том, что частная собственность на землю является абсолютно неприкосновенной и должна находиться вне публичного контроля: он может проводиться в соответствии с законом, поскольку земля служит основой осуществления хозяйственной и любой иной деятельности на территории России.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Общая характеристика права граждан по получение информации о деятельности государственных органов по законодательству Российской Федерации
Регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам ...

Административное производство или процесс
Законодатель, как правило, пытается избежать теоретических сложностей, а следовательно, в статьях КоАП, регулирующих порядок рассмотрения дел (по приватизации, земельным отношениям и др.), на данный момент нет и попыток выделения различных видов административных производств. Однако общеизвестно, чт ...

Личные права и свободы
В Конституции Российской Федерации личные (гражданские) права и свободы (ст. 20-29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и выражаются в более широкой степени, чем это было в предыдущих, советских конституциях. Личные права и свободы, эти права и свободы, также име ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru