Юриспруденция » Основные этапы развития судебной системы России » Советская судебная система

Советская судебная система

Страница 1

С приходом Октябрьской революции были разрушены все старые институты государственной власти. Не стала исключением и судебная система, однако тенденции к её изменению наметились ещё в царской России. Практически все знаменитые юристы того времени отмечают, что общество стало отрицательно воспринимать саму идею права и правосудия. «Прежняя вера во всемогущую силу правовых начал, в их способность утвердить на земле светлое царство разума, отжила своё время» – так 1906 году охарактеризовал отношение народа к праву известный философ и правовед Павел Новгородцев. В общем, идея о том, что любые конфликты проще разрешить при помощи насилия, а не права оказалась доминирующей в российском обществе с конца XIX века.

Сразу после октябрьских событий были заложены первоосновы для новой судебно-правовой системы. В соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов, создаётся новый центральный орган судебного управления – Наркомат юстиции РСФСР. В задачу Наркомата юстиции входил надзор за исполнением законов. Он привлекал к уголовной ответственности нарушителей закона, лично руководил расследованием дел. Ещё одна обязанность наркомата – следить, насколько правильно и законно содержатся заключенные под стражей и управлять местами заключения через тюремно-карательный отдел. На местах наркомат представляли комиссары юстиции, которых избирали местные советы.

22 ноября 1917 года Ленин подписал Декрет «О суде» № 1. Первый проект этого декрета разрабатывал Народный комиссариат юстиции РСФСР, опубликовали его в «Материалах Народного комиссариата юстиции».

На последнем этапе работы над декретом «О суде» №1 появилась идея о создании так называемых революционных трибуналов, призванных бороться с контрреволюционными силами и ограждать от них завоевания революции. Ленин считал трибуналы истинными пролетарскими судами, а вот большинство юристов видели в них не органы правосудия, а органы политической расправы, для которых польза в делах революции была более веским аргументом, чем закон. Постепенно действия революционных трибуналов стали более тщательно регламентироваться законом, и к гонцу Гражданской войны границы между судом и трибуналом практически стёрлись.

Меньше, чем через год, (в марте и в июле 1918 года) были изданы декрет «О суде» № 2 и декрет «О суде» № 3. Декретом №2 учреждались окружные народные суды, в которых рассматривались дела, превышающие подсудность местного суда. Окружные суды создавались лишь на время и должны были существовать до тех пор, пока не закончатся дела, находящиеся в производстве старых судов.

В декрете №3 была разграничена подсудность дел между местными и окружными судами. В местных судах должны были рассматриваться мелкие гражданские и уголовные дела. А вот посягательства на человеческую жизнь, разбойные нападения, фальшивомонетничество и т.д. ложились на плечи окружных народных судов.

30 ноября 1918 года был создан Единый народный суд. Положение о Едином народном суде полностью упраздняло окружные суды, а в качестве судебных звеньев остались народные суды.

После окончания Гражданской войны и перехода к НЭПу первым делом была ликвидирована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) и образовано Государственное политическое управление, которое расследовало и пресекало контрреволюционные и особо тяжкие преступления, а затем непременно передавало дело в суд.

3 ноября 1922 года принято положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому в единую систему судебных органов РСФСР входят: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР.

Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: уголовной, гражданской, двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной. Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов – кассационной, по делам об особо опасных преступлениях – первой инстанцией.

Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Форма сделок
Как отмечалось ранее, для совершения сделки воля лица ее совершить должна получить выражение вовне, быть доведена до сведения других лиц. Способ выражения воли, т.е. способ волеизъявления, представляет собой форму сделки. Форма сделки, во-первых, служит интересам сторон, совершающих сделку, т.е. он ...

Классификация мотива и цели преступления
Мотивы можно классифицировать по тяжести преступлений на антисоциальные, асоциальные, псевдосоциальные, протосоциальные. К антисоциальным мотивам относятся: политические, насильственно-агрессивные, корыстные, корыстно-насильственные. К асоциальным мотивам, которые являются менее опасными, относятся ...

Право общего пользования землёй
Есть темы в российском законодательстве, которые вызывают неоднозначное толкование не только у граждан, но и у юристов. Среди вопросов земельных отношений правовой режим земель общего пользования является одним из самых сложных. Однако обойти его стороной не представляется возможным, особенно сейча ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru