Юриспруденция » Основные этапы развития судебной системы России » Советская судебная система

Советская судебная система

Страница 3

В истории советских судов, в том числе российских, период 30-50 годов ХХ столетия останется как один из самых мрачных. В осуществлении массовых репрессий и беззакония активное участие принимали не только органы НКВД, МГБ, Особое совещание, тройки. К этому были причастны и суды, в первую очередь среднего и высшего звеньев. Их незаконные приговоры по сфальсифицированным делам в отношении мнимых "врагов народа" и иных политических "отщепенцев" выявляются вплоть до настоящего времени. В большинстве своем они выносились именно в те годы.

С началом Великой Отечественной войны было установлено, что во всех местностях, находящихся на военном положении, все дела о преступлениях, угрожающих государственной безопасности, следует передавать на рассмотрение военных трибуналов. Процессы происходили очень стремительно, в них не принимали участия заседатели и адвокат. Обжалованию приговоры трибунала не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в особых случаях.

Победа в войне подарила всем надежду на смягчение существующего режима. В 946-1947 годах состоялись закрытые обсуждения новой Конституции и новой Программы ВКП(б), на которых некоторые руководящие работники высказывались по поводу того, что следует децентрализовать экономику, ликвидировать военные трибуналы и хоть в какой-то степени расширять внутреннюю демократию. Между проведением смягчающих реформ и возвратом к жестокому послевоенному курсу государство выбрало второе. Возобновились постоянные репрессии и чистки, для борьбы с «антисоветскими» явлениями были созданы «суды чести». В своих обвинениях государство демонстрировало полное неуважение к своему же закону и, как результат, общество также утратило доверие к правосудию.

Однако изменения в поствоенную судебную систему всё-таки были внесены. Устранены военные трибуналы (1953 год) и прокуратура в войсках МВД, не стало и органов внесудебной репрессии. Рассматривать дела о государственных преступлениях по упрощенной схеме теперь было запрещено.

В феврале 1957 года появилось новое положение о Верховном суде СССР. А ещё раньше (в мае 1956 года), в рамках общего процесса по децентрализации управления, было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Сначала руководство было возложено на министерства юстиций союзных республик и частично перешло руки Юридической комиссии при Совете Министерств СССР. Но в 1957-1960 годах министерства юстиций в республиках также были упразднены, их функции стали выполнять Верховные суды и юридические комиссии при правительствах союзных республик.

Позже выяснилось, что устранение Министерства юстиции не пошло на пользу судебной системе страны, поэтому в июле 1970 года по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» Министерство юстиции СССР было восстановлено. В задачу министерства входило организационное руководство судами, систематизация и подготовка предложений по кодификации законодательства. Также оно руководило адвокатурой, нотариатом, органами ЗАГС, подготовкой кадров судебных, следственных органов и учреждений юстиции.

Верховный суд по-прежнему оставался высшим судебным органом СССР, на него возлагался надзор за деятельностью всех прочих советских судов. Положение о Верховном суде СССР от 12 февраля 1957 года значительно сузило полномочия высшего судебного органа. Если раньше Верховный суд СССР мог востребовать из любого суда любое дело, даже если то ещё не рассматривалось, то с принятием нового положения право окончательных решений по всем делам принадлежало Верховному суду союзной республики.

30 ноября 1979 года принят новый закон «О верховном суде СССР», в котором было установлено, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд избирался на пять лет Верховным Советом СССР.

Верховный суд СССР представлял такую структуру: в состав его входили Пленум и три коллегий: военная, по гражданским делам и по уголовным . Пленум рассматривал дела по протестам Председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора, материалы обобщения судебной практики и судебной статистики, утверждал состав судебных коллегий, а также секретаря Пленума и научно-консультативный совет, выслушивал отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей Верховных судов союзных республик.

Судебные коллегии состояли из членов Верховного суда СССР и утверждались по решению Пленума. Они как первая инстанция рассматривали дела исключительной важности. В порядке надзора рассматривались протесты и решения Верховных судов союзных республик. Также в коллегии были уполномочены решать споры между союзными судами о том. Где будет рассматриваться то или иное дело.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Понятие и сущность независимости судебной власти
В Конституции Российской Федерации (ст. 120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей – важнейшее условие самостоятельности и авторитет ...

Учет, отчетность и аудит финансовой деятельности субъектов хозяйствования
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы. Данные ...

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
Лицо, впервые совершившее преступление небольшой степени тяжести (т.е. из числа таких, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы), может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилос ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru