Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание работников организации.
Поскольку коллективный договор выражает интересы двух социальных групп: наёмных работников и работодателей, его можно рассматривать как разновидность социально-партнёрского соглашения. Существуют и другие разновидности социального партнёрства, находящиеся на более высоком уровне:
на региональном или отраслевом уровне - в форме региональных, отраслевых тарифных или иных социально-экономических соглашений;
на общегосударственном уровне - в форме генеральных соглашений.
По количеству участников соглашения могут быть трёхсторонними и двухсторонними. В трёхсторонних соглашениях представители исполнительного органа власти могут выступать не только как посредники между работниками и работодателями, но и могут брать от имени исполнительного органа власти определённые обязательства.
Содержание соглашения определяют его стороны. Оно может предусматривать положения о содействии занятости, переобучении работников, о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для труда инвалидов, молодёжи, об оплате труда, механизме её регулирования с учётом инфляции, о доплатах, об условиях труда, о содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины.
В соглашении могут быть отражены и другие трудовые и социально-бытовые вопросы, не противоречащие законодательству.
Срок действия соглашения определяют стороны, но не более трёх лет. Оно вступает в силу с момента подписания, если иной срок не указан в соглашении. Действие его распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, представители которых подписали соглашение.
В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению колдоговора вправе выступить любая из сторон. Для этого она должна послать письменное уведомление о начале переговоров другой стороне, которая обязана в семидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры.
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих представителей. Решением сторон определяется её состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров.
При ведении переговоров представители работников имеют право проводить в поддержку своих требований собрания, митинги, пикетирование, демонстрации, но в нерабочее время и без нарушения деятельности организации. В порядке исключительной меры, при не достижении согласия между сторонами по социально-трудовым вопросам, допускается организация и проведение забастовок.
При не достижении согласия сторон составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения причин разногласий, а также о сроке возобновления переговоров.
Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:
соблюдение законодательства;
полномочность представителей сторон;
равноправие сторон;
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора;
добровольность принятия обязательств;
реальность обеспечения принимаемых обязательств;
систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В него могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:
Предупреждение преступности среди женщин
Как уже упоминалось выше, кроме личностных особенностей на преступное поведение огромное влияние оказывают и иные факторы, не связанные с личностью преступника. Из этого следует что, любое воздействие будет эффективным только в том случае если учитывается вся совокупность факторов. Применительно к ...
Понятие и содержание состава преступления
Основная функция состава преступления в его практическом применении состоит в том, чтобы выступать в качестве единственного основания уголовной ответственности по всем предусмотренным уголовным законом преступлениям посредством определения составов конкретных преступлений. В таком значении понятие ...
Федерация как форма государственного устройства
Федерация (от лат. Foederatio – союз, объединение) – союзное государство, частями которого являются государственные образования, обладающие суверенными правами. Федерация – это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при ...
Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.