Юриспруденция » Государственая служба в Российской Федерации » История развития системы государственной службы Российской Федерации

История развития системы государственной службы Российской Федерации

Страница 1

Практика нового нормотворчества по вопросам государственной службы, как и всего российского законодательства, складывалось постепенно. Реформа государственной службы вызывалось потребностями, происходившими в стране преобразованиями. Россия встала на путь перехода к новой общественной системе, что предполагало изменения во всех сферах общественной жизни, а главное - коренную перестройку отношений собственности и системы власти. Поэтому и реформа государственной службы проходила и проходит как часть комплексного преобразования законодательства и государственного аппарата, ориентированных на защиту прав и свобод граждан в новом демократическом государстве.(6)

Первые признаки государственной службы как особого вида деятельности "по обеспечению исполнения полномочий" государства, стали появляться в России ко времени образования Древнерусского государства, именуемого Киевской Русью.

Из наиболее значимых законодательных актов допетровской эпохи необходимо выделить Соборное уложение 1649 г., которое регламентировало все основные стороны жизни и деятельности государственных учреждений два последующих века. В целом деятельность государственных служащих по организации государственного строительства в России больше тяготела к абсолютизму, который окончательно оформился в правление Петра I. При абсолютизме глава государства рассматривался с юридической точки зрения как единственный источник законодательной и исполнительной власти.

С приходом к власти в России Петра I начался интенсивный поиск новых, более эффективных методов работы государственных служащих, а также более совершенных форм организации государственного аппарата. Наиболее значимым с законодательной точки зрения событием, придавшим государственной службе подлинно государственное предназначение, стала "Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, в котором классе чины и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако воинские выше прочих, хотя б и старее, кто в ином классе пожалован был", утвержденная Петром I 24 января 1722 г.

Создавая иерархию чинов для государственных служащих, Петр I взял за основу распределение должностей по классам воинских званий и ввел понятие "чиновник", т.е. человек, обладающий чином по Табели о рангах. Этот документ, просуществовавший до ноября 1917г., имел глубокий смысл, способствуя упрочнению централизованного государства и упорядочению государственного управления, он четко определял положение человека в обществе и меру его ответственности перед государством. Во многом именно эта идея петровской Табели о рангах была использована при разработке в постсоветский период проекта общероссийского закона о государственной службе и последующих связанных с ним нормативно правовых актов.

При преемниках Петра I произошел отход от принципа государственной службы как повинности дворян. При Екатерине I дворяне получают право на продолжительные отпуска для устройства дел в имениях. Императрица Анна Иоанновна в Манифесте 1736 г. установила для дворян срок обязательной службы продолжительностью в 25 лет. При этом начинать службу надлежало по достижении 20-летнего возраста. Окончательно обязательная служба дворян была отменена манифестом Петра III "О даровании вольности и свободы российскому дворянству" от 18 февраля 1762 г. В 1785 г. Екатерина II даровала российскому дворянству Жалованную грамоту, в которой подтверждалось право служить или не служить по собственному усмотрению.

В дальнейшем законодательство о государственной службе продолжало корректироваться. Важное значение имели Указ Екатерины II Правительствующему сенату "О правилах производства в статские чины" от 16 декабря 1790 г. и Указ Павла I "О наблюдении при избрании чиновников к должности, старшинства мест и чинов" от 20 апреля 1797 г. В частности, последний нормативный правовой акт подтвердил право, дававшееся чином на занятие должности вообще, а также определил прямое соответствие этого права старшинству чинопроизводства. Законодательство Екатерины II и Павла I закрепило возможность производства в чин путем простой выслуги лет без обязательного назначения на соответствующую должность.

Для развития государственной службы в России огромное значение имел Указ Александра I Сенату "О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники" от 6 августа 1809 г. Указ был подготовлен по инициативе выдающегося государственного деятеля того периода М.М. Сперанского и имел целью поднять образовательный уровень чиновничества, который был весьма низким. Производиться в чин коллежского асессора (VIII класс по Табели о рангах) и одновременно с чином получать потомственное дворянство могли только лица, имевшие определенный уровень образования (университет, губернские училища, частные или общественные (уездные) училища). Тем чиновникам, которые не имели требуемого уровня образования, но претендовали на дальнейшее чинопроизводство, предоставлялась возможность пройти испытание в науках, и по его результатам решался вопрос о чинопроизводстве. Программа испытаний включала: науки словесные; правоведение; науки математические и физические; науки исторические. Экзамены принимала Особая комиссия, состоявшая из ректора университета и трех профессоров. В целом Указ от 6 августа 1809 г. способствовал укреплению русской государственной службы, повышению профессионализма чиновничества.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Субъекты хозяйственного права
Субъектами хозяйственной деятельности являются: граждане (предприниматели) и их объединения, а также государственные предприятия, организации и учреждения, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется ими на условии собственной имущественной ответственности. Рассмотрим основные хар ...

Специальные условия возникновения обязательств из причинения вреда
Наряду с особенностями общих условий ответственности за вред, причиненный актами власти, данный вид обязывает вследствие причинения вреда характеризуется тремя тесно взаимосвязанными специальными условиями. Во-первых, причиной вредоносного результата должен быть именно акт власти. Во-вторых, акт вл ...

Проблемы участия в финансировании федеральных программ
Конечно, соответствующее положение не вписывается в рамки федеральных законов №184-ФЗ и №131-ФЗ. Однако на данном примере очень хорошо видна суть проблематики. Встав на формальную позицию, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут отказаться, ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru