Юриспруденция » Правовое положение осужденных » Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы

Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы

Страница 3

Право граждан на объединение (ст. 30 Конституции РФ) в условиях мест лишения свободы не может быть реализовано. Самодеятельные организации осужденных в исправительных учреждениях, на наш взгляд, нельзя признать формой объединения граждан. Это особая форма ограниченной самоорганизации осужденных в целях развития полезной инициативы, коллективных начал, духовности, творчества, физических и личных способностей. Таким образом, через самодеятельные организации осужденные имеют возможность на самоорганизацию, самовыражение, проявление способностей работать в специфической общности. Участие осужденных в самодеятельных организациях учитывается при определении степени их исправления.

Как уже отмечалось, Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако режим в исправительных учреждениях исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Осужденные имеют возможность выступать на собраниях, в многотиражных и стенных газетах учреждения, но все собрания и печать организуются и находятся под контролем администрации.

Наличие гражданства конкретного человека указывает на политико-правовую, социальную, идейно-нравственную связь и взаимную ответственность индивида и государства. Гражданство человека – это не только юридическое оформление его статуса. Содержательная сторона права на гражданство для физически и психически здорового человека достаточно емко выражается в признании его субъектом политических отношений (участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным). На эту важную сторону гражданства достаточно емко обратил внимание М.В. Баглай: «Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства». Осужденные к лишению свободы ограничены в праве на участие в управлении делами государства (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Они не могут избирать и быть избраны в представительные органы власти. Это положение Конституции РФ, на наш взгляд, сводит на нет право осужденного на гражданство. Лицо, осужденное к лишению свободы, как правило, за тяжкое или особо тяжкое преступление, порицается судом от имени государства за противоправное и явно аморальное поведение. Вместе с тем, отбывание наказания – есть процесс реабилитационный по своему правовому (юридическому) смыслу. Приговор суда, представляющий акт правосудия государства, имеет как ретроспективное, так перспективное значение. Ретроспективное значение его заключается в том, что, в нем виновное лицо порицается в совершении преступления и устанавливается его ответственность в форме наказания или иной меры уголовно-правового характера. Вместе с тем, приговор ставит осужденного в положение субъекта, который через процедуру исполнения и отбывания наказания имеет возможность стать правопослушным гражданином и он именно идентифицирует себя в этом качестве в настоящем и будущем. Для того, чтобы такая идентификация личности осужденного имела место после вынесения приговора, надо признать, что акт правосудия степенью своего порицания формально «отделяет» его от преступления, переводя из категории преступника в категорию лица, обремененного уголовной ответственностью, – осужденного. Это порождает и юридические, и психологические, и социальные предпосылки перспективы исправления осужденного. Однако, Конституция РФ, существенно ограничивая осужденного в правах, как гражданина Российской Федерации, лишая его избирательного права на период отбывания лишения свободы. Тем самым существенно на наш взгляд, деформируется статус осужденного, как гражданина государства, и ослабляется исправительная роль правосудия (правовую связь осужденного и государства становится ограниченной и формальной). Нам представляется, что конституционное ограничение осужденных к лишению свободы активного избирательного права должно быть отменено. И от этого негативного советского наследия необходимо решительно отказаться. Уголовно-исполнительный кодекс РФ не только не дублирует данное конституционное ограничение, но и закрепляет принцип равенства осужденных перед законом. Однако только осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, согласно норме ч. 3 ст. 32 Конституции РФ ограничены в праве избирать и быть избранным, а также в праве голоса на референдуме. Следует отметить, что в Конституции РФ и ФЗК «О референдуме» сформулировано данное ограничение не совсем определенно и точно. В них отмечено, что не имеют права избирать и быть избранными, также права голоса на референдуме граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Размытость данной нормы заключается в том, что в законодательстве России отсутствует закрепление понятия «места лишения свободы». Ряд авторов учебников Конституционного права РФ и Комментариев к Конституции РФ вообще не дают оценки норме ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, видимо, полагая, что она отвечает духу времени, международным правовым стандартам по правам человека, и не противоречит другим положениям Конституции РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Природа государственного управления
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно ...

Утрата статуса предпринимателя
В соответствии со ст. 25 ГК РФ гражданин может утратить статус предпринимателя вследствие объявления им о своем банкротстве либо в результате признания его судом несостоятельным (банкротом). Банкротством является признанная судом полная неплатежеспособность должника, при которой его имущества недос ...

Конституционные принципы правосудия
Органы судебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов Российской Федерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и нормы, определяющие взаимоотношения гражданина РФ с судебной властью; принципы, определяющие организацию судебной власти; принципы, определяющие по ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru