Юриспруденция » Правовое положение осужденных » Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы

Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы

Страница 3

Право граждан на объединение (ст. 30 Конституции РФ) в условиях мест лишения свободы не может быть реализовано. Самодеятельные организации осужденных в исправительных учреждениях, на наш взгляд, нельзя признать формой объединения граждан. Это особая форма ограниченной самоорганизации осужденных в целях развития полезной инициативы, коллективных начал, духовности, творчества, физических и личных способностей. Таким образом, через самодеятельные организации осужденные имеют возможность на самоорганизацию, самовыражение, проявление способностей работать в специфической общности. Участие осужденных в самодеятельных организациях учитывается при определении степени их исправления.

Как уже отмечалось, Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако режим в исправительных учреждениях исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Осужденные имеют возможность выступать на собраниях, в многотиражных и стенных газетах учреждения, но все собрания и печать организуются и находятся под контролем администрации.

Наличие гражданства конкретного человека указывает на политико-правовую, социальную, идейно-нравственную связь и взаимную ответственность индивида и государства. Гражданство человека – это не только юридическое оформление его статуса. Содержательная сторона права на гражданство для физически и психически здорового человека достаточно емко выражается в признании его субъектом политических отношений (участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным). На эту важную сторону гражданства достаточно емко обратил внимание М.В. Баглай: «Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства». Осужденные к лишению свободы ограничены в праве на участие в управлении делами государства (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Они не могут избирать и быть избраны в представительные органы власти. Это положение Конституции РФ, на наш взгляд, сводит на нет право осужденного на гражданство. Лицо, осужденное к лишению свободы, как правило, за тяжкое или особо тяжкое преступление, порицается судом от имени государства за противоправное и явно аморальное поведение. Вместе с тем, отбывание наказания – есть процесс реабилитационный по своему правовому (юридическому) смыслу. Приговор суда, представляющий акт правосудия государства, имеет как ретроспективное, так перспективное значение. Ретроспективное значение его заключается в том, что, в нем виновное лицо порицается в совершении преступления и устанавливается его ответственность в форме наказания или иной меры уголовно-правового характера. Вместе с тем, приговор ставит осужденного в положение субъекта, который через процедуру исполнения и отбывания наказания имеет возможность стать правопослушным гражданином и он именно идентифицирует себя в этом качестве в настоящем и будущем. Для того, чтобы такая идентификация личности осужденного имела место после вынесения приговора, надо признать, что акт правосудия степенью своего порицания формально «отделяет» его от преступления, переводя из категории преступника в категорию лица, обремененного уголовной ответственностью, – осужденного. Это порождает и юридические, и психологические, и социальные предпосылки перспективы исправления осужденного. Однако, Конституция РФ, существенно ограничивая осужденного в правах, как гражданина Российской Федерации, лишая его избирательного права на период отбывания лишения свободы. Тем самым существенно на наш взгляд, деформируется статус осужденного, как гражданина государства, и ослабляется исправительная роль правосудия (правовую связь осужденного и государства становится ограниченной и формальной). Нам представляется, что конституционное ограничение осужденных к лишению свободы активного избирательного права должно быть отменено. И от этого негативного советского наследия необходимо решительно отказаться. Уголовно-исполнительный кодекс РФ не только не дублирует данное конституционное ограничение, но и закрепляет принцип равенства осужденных перед законом. Однако только осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, согласно норме ч. 3 ст. 32 Конституции РФ ограничены в праве избирать и быть избранным, а также в праве голоса на референдуме. Следует отметить, что в Конституции РФ и ФЗК «О референдуме» сформулировано данное ограничение не совсем определенно и точно. В них отмечено, что не имеют права избирать и быть избранными, также права голоса на референдуме граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Размытость данной нормы заключается в том, что в законодательстве России отсутствует закрепление понятия «места лишения свободы». Ряд авторов учебников Конституционного права РФ и Комментариев к Конституции РФ вообще не дают оценки норме ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, видимо, полагая, что она отвечает духу времени, международным правовым стандартам по правам человека, и не противоречит другим положениям Конституции РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Социально-исторические проблемы женской преступности
При изучении преступности традиционно разграничиваются преступность мужчин и женщин, или мужская и женская преступность. Особенности криминологической характеристики женской преступности в значительной мере определяются спецификой образа жизни женщин, своеобразием их деятельности, социальных позици ...

Понятие государства
Главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Так, сторонники теории элит, получи ...

Политика Российского государства в сфере образования
Стремительное развитие общественных систем во второй половине 20 века поставило перед правительствами большинства стран задачу по формированию адекватной вызовам социальных реалий системы образования. В этой связи одним из направлений политики развитых государств стала модернизация сферы образовани ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru