Юриспруденция » Практика и проблемы организации работы с обращениями граждан в Администрации г. Челябинска » Необходимость реформирования законодательства об обращениях граждан

Необходимость реформирования законодательства об обращениях граждан

Страница 3

Действенным способом установления понимания между гражданином и государственным органом или органом местного самоуправления, должностным лицом, позволяющим гражданам высказать свою позицию, обратиться за разъяснениями, является личный прием граждан. К сожалению, Федеральным законом установлена только обязанность государственных органов, органов местного самоуправления доводить до сведения граждан информацию о месте приема, об установленных днях и часах личного приема руководителей и уполномоченных на то лиц. Как справедливо отмечает М.В. Головацкая, данная норма в сравнении с Указом Президиума Верховного Совета СССР 1968 года существенно обеднена – в ней отсутствует положение о том, что прием граждан должен проводиться в удобное для них время.

Федеральному законодателю следует обратиться к успешному законодательному опыту субъектов Российской Федерации, позволившему улучшить положения о личном приеме граждан. В частности, Законом Республики Башкортостан «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» в статье 8, посвященной личному приему граждан, предусмотрено, что организация государственным органом Республики Башкортостан, органом местного самоуправления, должностным лицом приема граждан (установление в достаточной степени места, дней и часов приема, количества лиц, уполномоченных на личный прием граждан) осуществляется таким образом, чтобы своевременно и в полной мере можно было реализовать право граждан на обращение. Более того, в республике предусмотрены дополнительные гарантии при осуществлении личного приема граждан, такие как право на первоочередной личный прием, которым обладают беременные женщины, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварий на атомных электростанциях, а также получившие или перенесшие лучевую болезнь или другие заболевания вследствие аварии на атомной электростанции либо в результате ядерных испытаний, инвалиды I и II групп, родители (лица, их заменяющие) ребенка-инвалида, родители (лица, их заменяющие), явившиеся на личный прием с ребенком в возрасте до 1,5 лет. Дополнение Федерального закона аналогичными нормами позволило бы существенно улучшить качество закона.

Деятельность органов публичной власти по рассмотрению обращений граждан и разрешению вопросов, содержащихся в их предложениях, заявлениях и жалобах, требует тщательного контроля. В статье 14 рассматриваемого закона содержится норма общего порядка, в соответствии с которой государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица в пределах своей компетенции осуществляют контроль над соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Содержание данной нормы свидетельствует, что все контрольные функции в сфере соблюдения порядка рассмотрения обращений граждан подлежат реализации самими же органами, чья деятельность и подлежит контролю. Это со всей очевидностью говорит о коррупционном характере рассматриваемого положения Федерального закона.

Согласно статье 31 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб вправе направлять свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Из совокупного анализа данной нормы и иных положений главы 2 данного закона следует, что прокурорский надзор в данной области не охватывает саму сферу рассмотрения жалоб, заявлений и предложений соответствующими органами и должностными лицами, а реализуется индивидуально, касательно конкретного нарушения права.

Таким образом, в Российской Федерации на сегодня отсутствует специальный орган, призванный системно и целенаправленно контролировать деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан. Данные функции могли бы быть возложены на органы юстиции федерального (в отношении федеральных и региональных государственных органов и должностных лиц) и регионального (в отношении муниципальных органов и должностных лиц) уровней.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Изменение, приостановление и прекращение действия актов государственного управления
Изменить, приостановить или прекратить действие можно как акта в целом, так отдельных его частей. Для внесения изменений требуется принятие нового решения, как правило, тем же органом, который принял акт в старой редакции. Приостановление действия акта возможно как путем издания специального решени ...

Автономная некоммерческая организация
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана ...

Концепция европейского правового пространства
Непростым был путь к концепции европейского правового пространства: трудным казалось не только и не столько само это понятие, сколько стоящие за ним сложные проблемы взаимоотношений различных государств, ликвидации последствий «холодной войны», деидеологизации межгосударственных отношений. Было бы ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru