Юриспруденция » История развития понятия "Гражданское общество" » Формирование концепции гражданского общества в Древней Греции и Древнем Риме

Формирование концепции гражданского общества в Древней Греции и Древнем Риме

Гражданское общество как философское определение внесено в науку Аристотелем. Он говорил, что перед тем как определить, что есть государство, следует выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское сообщество. Исходя из "Политики" Аристотеля истинное гражданство, а следовательно составленное из граждан сообщество, существуют только там, где верховная власть действует в интересах всеобщего блага, где лица, признаваемые гражданами (не рабы), могут принимать "равное участие во всех выгодах общественной жизни". Качественное отличие такой демократии от современной состоит в том, что древнегреческой демократии были чужды представления о конституции и конституционных ограничениях, налагаемых на государственную власть, а также идея права, предшествующего государству и стоящего над государством.

У древнегреческих мыслителей философская рефлексия всецело концентрировалась на полисе. В своей зрелой форме полис представлял собой довольно развитую систему самоорганизации, в которой важную роль играли институты, наделенные правом на принуждение. Граждане полиса знали друг друга, и всю его территорию можно было обозреть с вершины прилегающего холма. В полисе с его ориентацией на максимальное сближение и слияние общественного и частного начал сфера политического выступала в значительной степени как основополагающая инфраструктура всей человеческой жизнедеятельности. Общие интересы полиса сливались с частными интересами отдельных граждан, а в случае их столкновения приоритет бесспорно отдавался первым. Человек, сколь бы значительным он не был, всецело зависел от государства- полиса. Этот аспект особенно отчетливо проявлялся в трактовке законов. Для античной мысли характерно признание обязательности законов независимо от того, откуда они пришли. Как сказано в "Законах" Платона, религия и мораль должны существовать не потому, что существуют боги, а потому, что они предписаны законом. В течение многих столетий такое отношение отдельного индивида к воле коллектива играло роль своеобразной контрольной идеи, удостоверяющей его социальную зрелость.

Смотрите также:

Политико-правовые принципы П.А. Столыпина при проведении аграрной реформы в Российской империи
П.А. Столыпин, став губернатором в Саратове в предреволюционный период и наблюдая за происходящим, констатировал в докладной записке императору, что крестьяне бедствуют, деревня нищает, нищенство стало распространенным крестьянским промыслом, активность эсеров в деревне увеличивается. Он сделал сле ...

Политико-культурная составляющая государственного управления стран Северной Европы
В Северной Европе понятие «человек» употребляется именно в качестве абстрактной категории, которая является критерием эффективности управления социально-политическим процессом. Построение социальной модели включает выработку шкалы предпочтений человека, и того вероятного набора действий в политике, ...

Понятие и классификация оснований прекращения прав на земельные участки. Основания прекращения права собственности
Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, п. 3 указанной статьи установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только после предварит ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru