Юриспруденция » История развития понятия "Гражданское общество" » Вклад в теорию гражданского общества философов конца ХIХ века, начала ХХ века

Вклад в теорию гражданского общества философов конца ХIХ века, начала ХХ века

Страница 1

На протяжении Х1Х века и первые десятилетия ХХ века важнейшие проблемы, выдвинутые в работах Гоббса, Дж. Локка, И. Канта, Георга Гегеля и других мыслителей Нового Времени, нашли дальнейшую разработку и развитие у А. Де Токвиля, Карла Маркса, Георга Спенсера, В.Парето, Г.Моски, Макса Вебера, А. Мишеля, Л. Дюги, Б. Кроче, К. Шмитта и других. В первую очередь остановимся на концепции марксизма как наиболее изученной в советской философской и политической теории. По мысли Маркса, гражданское общество, в котором частной собственности принадлежит решающая роль, порождает государство. Последнее же представляет собой политическое установление, форму, организующую гражданское общество, общество частных материальных интересов, форму, которая внешне обнимая это общество, на самом деле служит интересам собственников, господствующих классов. Вслед за Гегелем Карл Маркс исходил из признания того, что государство и гражданское общество составляют исторически детерминированные образования, характеризующиеся особыми формами и отношениями производства, классового разделения и классовой борьбы и защищаемые соответствующими политико-правовыми механизмами. По Карлу Марксу, в гражданском обществе в "своей ближайшей действительности" человек - мирское существо, имеющее и для себя и для других значение действительного индивида. В государстве же, где человек признается родовым существом, он лишен своей действительной индивидуальности. Отсюда, говорил он, вытекает "различие между религиозным человеком и гражданином государства, между поденщиком и гражданином государства, землевладельцем и гражданином государства, между живым индивидом и гражданином государства" (Маркс К., Энгельс. Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. С.263) . Маркс подчеркивал, что социальные структуры гражданского общества не есть самостоятельные образования, порождающие буржуазное общество, а скорее представляют собой формы, в которых возникло гражданское общество. А последнее, в свою очередь имеет переходящий характер, поскольку порождает пролетариат. Согласно Марксу, гражданское общество относится к материальной сфере, в то время как государство составляет надстройку. Во введении "К критике политической экономии" он характеризовал гражданское общество как производное от материальных условий жизни и утверждал, что "анатомию гражданского общества" необходимо искать в политической экономии". В конечном счете Маркс упростил крайне сложную структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя последнее фактически к сфере труда, производства и обмена, Для него гражданское общество составляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие. Вследствие сведения всех социальных отношений к экономическим и политико-идеологическим, т.е. к элементам базиса и надстройки, из марксовой схемы выпадал комплекс социокультурных, этно-национальных, семейно-бытовых отношений, институтов, обеспечивающих социализацию и воспитание подрастающего поколения и т.д.

Маркс не уделил должного внимания таким элементам гражданского общества, как домохозяйства, добровольные ассоциации, средства массовой информации, школы, университеты и т.д. Он игнорировал также профессиональные организации инженеров, врачей, юристов, архитекторов и т.д. Формирование различных вариантов концепции гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, само ценности отдельной личности. Это верно и применительно к марксистской концепции. Но вместе с тем в марксизме была заложена возможность полного растворения индивидуально-личностного начала в коллективном, будь то в гражданском обществе или государстве. Уже в статье "К еврейскому вопросу" К. Маркс сетовал на то, что ни одно из так называемых прав человека (равенство, свобода, безопасность, собственность) не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т.е. индивида, замкнувшегося в себе, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Понятие, сущность и социальное назначение права
Подходы к пониманию права 2) Понятие и признаки права 3) Сущность права. Точка права и закон 4) Принципы права 5) Функции права 6) Походы к пониманию права Правопонимание – это процесс и результат мыслительной деятельности, включающей в себя познание права, его оценку и отношение к праву Право можн ...

Общие последствия недействительности сделок
В российском гражданском праве общим последствием недействительности сделок является двусторонняя реституция (от латинского "restituere" - восстанавливать, возмещать, приводить в порядок). В соответствии со ст.167 ГК РФ, содержащей общие правила о последствиях недействительности сделок, к ...

Общая характеристика опеки
Опека и попечительство – это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечитель ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru