Юриспруденция » Региональное управление » Территориальное общественное самоуправление: правовые аспекты

Территориальное общественное самоуправление: правовые аспекты

Страница 1

Территориальное общественное самоуправление является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, которое обесᴨечивает связь между органами местного самоуправления и населением. Возникнув на стыке 80 и 90-х годов XX века, ТОС было надеждой строящегося заново местного самоуправления России. Причиной его появления было пробуждение народной инициативы, с одной стороны, а с другой - социально-экономический кризис, заставляющий население объединяться для отстаивания своих прав, в ᴨервую очередь в коммунальной сфере [19, c.175].

С начала 90-х годов в истории ТОС началась борьба двух тенденций: одна сводила их к общественным организациям, другая видела в них «низовое» звено органов местного самоуправления. Разгром Советов в 1993 году знаменовал собой резкое усиление исполнительской вертикали с одновременной приостановкой «советского» эксᴨeримента по ТОСам. В итоге, оно фактически «выпало» из системы власти на местах, оказавшись вне правового поля [19, c.179].

Территориальное общественное самоуправление является относительно новой формой прямой демократии, которая вᴨȇрвые была введена Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и получила дальнейшее развитие в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [12, c.19].

Согласно Статье 27 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], под территориальным общественным самоуправлением понимается: «…самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Несмотря на точное определение понятия ТОС в Федеральном законе, до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его, то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.

Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации данный институт в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. Также, органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению [21, c.252].

Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть — это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого не может существовать ни одно государство.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Влияние европейских тенденций и законодательства
Рассматривая областную реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта. Перед проведением реформы "царь проявлял заботу об изучении структуры государственного аппарата в странах Западной Европы", в частнос ...

Юридический состав правонарушения
Правонарушение включает в себя ряд признаков, образующих его состав. Установление состава преступления является юридически важной операцией, непосредственно затрагивающей судьбу личности. Юридический состав правонарушения включает в себя следующие элементы: 1. Объект правонарушения 2. Субъект право ...

Виды актов государственного управления
В условиях огромного разнообразия рассматриваемых правовых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппировать их по юридически значимым признакам и лучше познать их юридические особенности. I. По юридическому содержанию следует различать несколько категорий актов. 1. Нормативные акты. ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru