Юриспруденция » Региональное управление » Территориальное общественное самоуправление как социальная практика

Территориальное общественное самоуправление как социальная практика

Страница 1

Территориальное общественное самоуправление представляет собой социальную практику самостоятельного и ответственного осуществления населением собственных инициатив по вопросам местного значения. В ее основе лежат процессы самоорганизации граждан по месту жительства.

Эта социальная практика в российских городах получила мощный толчок развития на последнем этапе, начиная с конца 1990-х годов. Однако предыдущие этапы ее институционализации имеют корни не в XX веке, а значительно раньше: от крестьянской общины и объединения посадских людей — до органов общественной самодеятельности советского времени и советов общественности в микрорайонах на заре перестройки. Время показало, что залог успеха развития территориального общественного самоуправления находится не только в сфере гражданской активности, готовности людей взять на себя ответственность за решение возникающих по месту жительства вопросов, но и в поддержке со стороны органов местного самоуправления [13, c.20].

На особенности территориального общественного самоуправления в Российской Федерации влияет также и региональная специфика. Она состоит в следующем: суженное воспроизводство населения, нарастание конфликтности между традиционными, индустриальными и постиндустриальными общественными отношениями, средний уровень предпринимательской и инновационной активности [16, c.312].

По данным Минрегиона РФ, территориальное общественное самоуправление в той или иной степени осуществляется в 64 субъектах Российской Федерации (зарегистрирован устав как минимум 1 территориального общественного самоуправления). При этом, по данным органов исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации, как Курская область, Московская область, Республики Коми, Калмыкия, Дагестан, Башкортостан, Мордовия, Тыва, Саха (Якутия), Пензенская область, Магаданская область, Забайкальский край, Чукотский автономный округ, ТОС не развивается - не зарегистрировано ни одного устава [25, c.20].

Выводы не утешительные, притом, что сегодня в России предпринимаются меры по развитию местного самоуправления.

Ведь благодаря работе в органах территориального общественного самоуправления местное население становится более социально ответственным, сплоченным, активным. Территориальное общественное самоуправление становится важным неформальным социальным институтом, который может самостоятельно решать местные проблемы, обладает социальной иерархией, единством социальных целей его членов, устойчивостью, наличием определенных норм взаимоотношений.

Социальными основами его развития в российской городской среде являются следующие факторы: протестная низовая активность; общие социально-политические и социально-экономические интересы; особая форма коллективизма «артельность»; соседские связи; информационно-коммуникативная инфраструктура [17, c.20].

Если же среда не городская, либо городское поселение насчитывает небольшое количество жителей ТОСы как правило не формируются. Так, в некоторых регионах, например Чукотский ОА, изначально подразумевалось создание территориального общественного самоуправления, но на практике оно не прижилось.

На практике ТОС чаще всего образуется на территориях микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, а в домах и отдельных подъездах избираются уполномоченные выборные лица ТОС - старшие по домам и старшие по подъездам. В целом по стране это общественное движение вовлекает огромное число людей в сферу гражданской активности [13, c.22].

Территориальное общественное самоуправление на сегодняшний день представляет собой мощный ресурс социально-экономического развития поселений. Оно вносит существенный вклад в решение вопросов местного значения, который пока, к сожалению, не имеет достаточной статистической оценки.

Сфера деятельности ТОС ограничена вопросами местного значения - вопросами непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит список таких вопросов для каждого типа муниципальных образований. Ограничения накладываются лишь на те вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции иных субъектов, функционирующих в системе местного самоуправления.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Основные понятия. Понятие «гражданство» и его соотношение с понятием «подданство»
Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; Иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства; Двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства ( ...

Понятие, функции, полномочия и права Федеральной миграционной службы России
Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. ФМС России подведомств ...

Субъекты правовых отношений
Статья 148 о ЧОД имеет следующие перечесления видов охранных услуг. При этом следует обратить внимание, что на основании ст. 119 Закона уполномоченным субъектом по оказанию охранных услуг может быть только юридическое лицо8, специально учрежденное как частное охранное предприятие. Охранные подразде ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru