Юриспруденция » Применение оружия и спецсредств сотрудниками полиции » Правовое регулирование применения спецсредств и оружия

Правовое регулирование применения спецсредств и оружия

Страница 1

Сотрудники полиции при использовании огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы обязаны руководствоваться рядом нормативно-правовых актов, основное место среди которых занимают Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ "О полиции" и Уголовный кодекс Российской Федерации. Но при всей своей значимости вопросы о соотношении этих источников продолжают вызывать споры. В научной литературе и на практике распространено суждение о том, что материально-правовой основой использования мер принуждения работниками полиции является положение Уголовного кодекса об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, а Закон о полиции имеет лишь вспомогательное значение и к нему прибегают в случаях решения вопросов, которых не касаются нормы Уголовного кодекса.

Но утверждение о том, что Уголовный кодекс РФ и Закон о полиции в правовом регулировании использования работниками полиции огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, являются конкурирующими нормативными правовыми актами, основное место среди которых занимает Уголовный кодекс РФ, лишь на том основании, что он является кодифицированным нормативным правовым актом, в принципе, ошибочно.

Во-первых, если брать за основу данное утверждение, то закрепленные в Законе о полиции основания применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, будут мерой в лучшем случае бессмысленной, а в худшем - вредной. Но здесь нельзя не отметить, что такие же нормы закрепляет не только в Закон "О полиции", но и в Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" и т.д. Вряд ли такое обстоятельство объясняется тотальным невежеством разработчиков данных нормативных правовых актов.

Во-вторых, в Конституции РФ в ст. 76 закреплена иерархия нормативных правовых актов, которая не предусматривает приоритета кодифицированных актов перед другими федеральными законами. В Определении Конституционного Суда от 5 ноября 1999 г. N 182-О отмечено, что "ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой".

В-третьих, даже если считать Уголовный кодекс РФ и Закон о полиции конкурирующими нормативными правовыми акты, то доминирование Уголовного кодекса совершенно не очевидно, так как существует правило приоритета специальной нормы по отношению к общей, а также правила Lex posterior derogat priori ("Последующий закон отменяет предыдущие").

Сотрудник полиции действует как представитель власти, но по общему правилу это не ограничивает его в правах, которые предоставлены любому физическому лицу. Здесь в полной мере действуют положения Уголовного кодекса РФ об обстоятельствах, которые исключают преступность деяния. Следовательно, когда сотрудник полиции находится в состоянии необходимой обороны, либо же действует, как любое физическое лицо, его не ограничивают те запреты и ограничения, которые сформулированы в главе 5 Закона о полиции.

Использование работниками полиции огнестрельного оружия, специальных средств, физической силы является инструментарием, который предоставляется для решения возложенных на него задач. Право использовать указанные меры принуждения является неотъемлемым элементом особого ранга работника полиции. Дабы установить данный элемент общих норм Уголовного кодекса РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, недостаточно.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Форма договора страхования
Согласно ст. 830 ГК договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (статья 859 ГК) [8, с. 134]. Договор страхования может быть заключен путе ...

Другие производные способы
Такие способы возникновения права собственности - как реквизиция; выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится; приобретение в собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; выкуп бесхозяйственно содержимых культурны ...

Как происходит исправление технических ошибок
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru