Юриспруденция » Применение оружия и спецсредств сотрудниками полиции » Правовое регулирование применения спецсредств и оружия

Правовое регулирование применения спецсредств и оружия

Страница 2

Обстоятельства, исключающие преступность деяния, закреплены в Уголовном кодексе РФ. Они направлены на всех без исключения физических лиц. Но данные обстоятельства не охватывают всех специфических ситуаций, в которых полицейский вынужден использовать физическую силу, специальные средства либо огнестрельное оружие.

Работники полиции находятся в абсолютно других условиях, нежели простые граждане. При выполнении своих обязанностей полицейский должен вмешиваться в конфликтные ситуации, а в определенных случаях умышленно идти на их обострение. Работник полиции зачастую вынужден учитывать реальную угрозу, как для себя самого, так и граждан, которых он защищает, и использовать специальные средства физическую силу, и даже огнестрельное оружие. Но наделение властными полномочиями предполагает необходимость дополнительных гарантий от их злоупотребления. Именно поэтому Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка предусмотрена обязанность правительства и правоохранительных органов принимать и реализовывать нормы и нормативные положения о применении должностными лицами по поддержанию правопорядка силы и огнестрельного оружия против людей. Кстати, именно с требованиями указанного международного правового документа связано сохранение в Законе о полиции требований о необходимости стремиться к минимизации любого причиняемого ущерба, предоставлять рапорт об итогах применения соответствующих мер принуждения и прочих перечисленных "дискриминирующих работника полиции" положений.

Таким образом, можно сделать вывод, что Закон о полиции и Уголовный кодекс РФ, которые составляют правовую основу использования сотрудниками полиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, не противоречат друг другу и не конкурируют между собой, а дополняют друг друга.

Если сотрудник полиции следует правовым основам применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, то на него не будет распространяться уголовная ответственность за причиненный в результате такого применения вред, какие бы последствия не наступили. В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. N 14 "О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" отмечено, что "суды должны строго соблюдать требования закона, под защиту которого попадают представители власти, работники правоохранительных органов, военизированная охрана и иные лиц, исполняющие свои служебные обязанности по пресечению общественно опасных посягательств и задержанию правонарушителей.

Следует иметь в виду, что вышеуказанные лица не подлежат уголовной ответственности за вред, который причинен посягавшему или задерживаемому, если они действовали в соответствии с требованиями устава, положения и иного нормативного акта, предусматривающего основание и порядок применения силы и оружия".

В итоге следует отметить, что данный порядок соотношения административного и уголовного законодательства нашел свое отражение в Законе "О полиции".

А именно, ч. 9 ст. 18 Закона "О полиции" гласит: "сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".

Остается верить, что осуществление на практике данной нормы будет усиливать правовую защищенность сотрудников полиции, а вместе с тем и повышать эффективность защиты полицией прав и законных интересов граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Содержание Конституции
Напомню, что Конституция как акт, – всегда одно из важнейших событий в истории того или иного государства. И главная суть этой важности заключается в том, что Конституция, прежде всего, закрепляет значимые изменения в государственном строе, обществе и др. Чаще всего недостатки и положительные черты ...

Понятие процедуры наблюдения и ее место в системе процедур банкротства
Наблюдение, согласно статье 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) ”, - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспе ...

Отсутствие события преступления
Первым основанием отказа в возбуждении уголовного дела здесь названо отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Событие преступления отсутствует лишь тогда, когда не было самого факта, о котором сообщалось в компетентный возбуждать уголовное дело государственный орган. В литературе ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru