Юриспруденция » Конвенционные и судебные правозащитные механизмы Совета Европы » Значение и последствия участия России в Совете Европы

Значение и последствия участия России в Совете Европы

Страница 1

В 2013 году исполнился 21 год сотрудничеству между Россией и Советом Европы в области соблюдения прав и свобод человека. В январе 1992 года решением Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы Верховному Совету РСФСР (Российской Федерации) был предоставлен статус специально приглашенного, а 7 мая 1992 года Российская Федерация подала заявку на вступление в Совет Европы в качестве полноправного члена. Спустя четыре года, 28 февраля 1996 года, выполнив ряд условий-рекомендаций, Россия стала полноправным членом Совета Европы, продолжив работу по приведению своего законодательства и правоприменительной практики в соответствие со стандартами этой авторитетной региональной международной организации.

Сотрудничество Российской Федерации с Советом Европы ознаменовалось изменением представления о правах человека в российской правовой идеологии и правовой системе в целом. В законодательных актах, а также научной юридической литературе начали употреблять общепризнанный термин «права человека», под которым понимается комплекс политических, экономических, социальных, культурных, гражданских и других прав и свобод, характеризующих правовой статус личности в государстве и общественных отношениях. В настоящее время в это понятие включены правовые нормы европейского права и принципы, отражающие жизненно необходимые права и основные свободы человека, их юридические гарантии. В официальные документы, в специальную юридическую литературу и законодательные акты России вошли понятия «европейские стандарты по защите прав человека», «стандарты Совета Европы по правам человека» и «стандарты Конвенции о защите прав человека и основных свобод».

Переломным моментом в процессе утверждения в российской правовой системе международных и европейских стандартов в области прав человека стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., основные положения главы 2 которой («Права и свободы человека и гражданина») опираются на базовые принципы и нормы международных пактов 1966 г. и Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конституция РФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15), а также то, что в Российской Федерации «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17). Это соотносится как с Уставом Совета Европы, так и с положениями Европейской конвенции, особенно ее преамбулы и ст. 1 «Обязательство соблюдать права человека».

Понятие общепризнанных принципов и норм международного права получило официальное определение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. №8. Пленум предложил определять общепризнанные принципы и нормы международного права как положения, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека и гражданина, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), международных договорах Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.

При вступлении в Совет Европы Россия обязалась выполнить более трех десятков требований Европейского сообщества. Так, например, 5 мая 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, кроме Протокола №6 о запрете смертной казни. Вместе с тем Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» был объявлен, а с 4 августа 1996 г. в Российской Федерации был введен мораторий на смертную казнь. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. «пока на всей территории Российской Федерации полностью не будут введены в соответствии с законом суды присяжных, наказание в виде смертной казни назначаться не может». В 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Протоколы №1, 2 к ней.

В 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, включающую европейские требования о предоставлении права гражданам демократическим путем создавать органы местного самоуправления, действующие в рамках национального законодательства в интересах населения. Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу 1 января 2006 г., учел выявленные в предыдущих нормативных актах недостатки и полностью соответствует требованиям Совета Европы. В 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Права и обязанности гражданского ответчика
Одинаковые с правами всех других участвующих в уголовном процессе лиц: 1) знать свои права и обязанности (ч. 1 ст. 11 УПК РФ); 2) делать заявления, давать показания на своем родном языке или на языке, которым он владеет; 3) пользоваться помощью переводчика бесплатно; 4) представлять доказательства; ...

Типичные способы и приемы противодействия мошенничества в сфере долевого строительства
Так как для мошенничества в сфере предпринимательской деятельности характерна высокая степень латентности и низкая раскрываемость, во многом благодаря успешному противодействию расследованию мошенниками, то следует более подробно остановиться на признаках противодействия расследованию подобного род ...

Компетенция Думы Ставропольского края
Вопрос о компетенции государственного органа или должностного лица относится к числу базовых в юридической науке и политической практике. Ответ на него позволяет определить, как и в какой мере тот или иной институт государственной власти выполняет свою социальную роль в государстве, каковы его взаи ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru