Юриспруденция » Конвенционные и судебные правозащитные механизмы Совета Европы » Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека

Страница 1

Идея создания Европейского суда, призванного обеспечить защиту прав человека в Европе, возникла еще при обсуждении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

3 ноября 1998 г. постоянно действующий Европейский суд по правам человека начал свою работу. Данная судебная система обязывает государства признавать право индивидуальных обращений в Единый суд, признавать его обязательную юрисдикцию без истечения сроков давности, а также внесла некоторые новеллы в порядок выборов членов суда.

В науке и практике международного права общепризнано, что источником компетенции того или иного международного судебного учреждения по разрешению споров является согласие спорящих сторон. Такое согласие может быть выражено в соответствующих международных договорах, односторонних актах государств, специальных соглашениях о передаче дела в суд и т.д. и, что совершенно очевидно, не может выражаться в нормах общего международного права. Европейский суд по правам человека компетенцией наделяется через согласие государств на обязательность Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в соответствии с которой и учрежден Суд. Она относит к его ведению «все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы.

Территориальную юрисдикцию Суда по существу составляют территориальные юрисдикции государств – участников Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые не всегда ограничиваются их европейской территорией. В соответствии со ст. 56 «Применение к территориям» государство-участник при ратификации Конвенции или впоследствии вправе заявить, что она распространяется на территории, за международные отношения которых государство несет ответственность. Ряд стран воспользовался этой статьей, больше других – Великобритания, распространившая действие Конвенции на Гибралтар, Бермудские и Фолклендские острова, остров Святой Елены, Джерси Мэн и ряд других территорий. Соответственно расширилась и территориальная юрисдикция Суда.

Конвенция различает два вида возможных дел: споры между государствами («Межгосударственные дела», ст. 33 Конвенции) и споры, основанные на индивидуальных жалобах, ответчиком по которым является государство («Индивидуальные жалобы», ст. 34 Конвенции).

В отношении межгосударственных жалоб следует отметить, что:

– сторонами такого спора могут быть только государства – члены Совета Европы, участники Конвенции;

– предметом спора могут быть только нарушения прав и свобод человека, причем только тех, которые признаны Конвенцией и Протоколами к ней;

– обращение в Суд не предполагает обязательного предварительного уведомления о том государства, против которого направлена жалоба;

– хотя на первый взгляд обращение в Суд государства по поводу того, что произошло или происходит в другом государстве, может показаться вмешательством во внутренние дела последнего, на самом деле оно таковым не является в силу обязательств, взятых на себя государствами – участниками Конвенции;

– обращение государства в Суд возможно не только тогда, когда затронуты права и свободы его граждан, но и во всех случаях, когда оно полагает, что государство-ответчик нарушает признанные Конвенцией права и свободы.

Практика рассмотрения Судом дел, возникших на основании ст. 33, невелика, однако эта компетенция Суда сохраняет свое значение.

Вторая категория рассматриваемых Судом дел – это жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или группы частных лиц, касающиеся нарушения их прав и свобод, гарантированных Конвенцией, со стороны государственных властей.

Конвенция является единственным документом, в котором (ст. 35) определены следующие исчерпывающие критерии приемлемости индивидуальной жалобы, т.е. жалобы, подаваемой гражданином:

– до подачи жалобы в ЕСПЧ гражданин должен исчерпать все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, т.е. пройти все необходимые этапы защиты нарушенного права в своем государстве;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Объективная сторона лжепредпринимательства
Объективная сторона лжепредпринимательства включает создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, но для достижения своих определенных целей, если это повлекло за собой причинение крупного ущерба гражданам, организациям, государству. В ...

Особенности лицензирования предпринимательской деятельности в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан
В соответствии с административным регламентом (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2006 года № 897), лицензирование фармацевтической деятельности является государственной функцией, исполняемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социально ...

Особые завещательные распоряжения завещателя
В новом Кодексе предусмотрено, право гражданина включить в завещание упоминавшиеся ранее распоряжения - "завещательный отказ", "завещательное возложение", ² назначение исполнение завещания². Завещательный отказ — это распоряжение, которым завещатель возлагает на одного ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru