Юриспруденция » Конвенционные и судебные правозащитные механизмы Совета Европы » Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека

Страница 5

Подобные обращения и вынесенные по ним решения международного суда свидетельствуют о том, что российские суды и органы исполнительной власти не справляются с проблемой возмещения вреда, причиненного действиями или бездействиями органов государственной власти, под которыми в данном случае понимаются органы, организации, осуществляющие публичные властные полномочия.

Подход к возмещению и определению состава убытков в российской правовой системе существенно отличается от правил, применяемых в иностранном законодательстве. Зарубежные правовые системы (и английская, и романо-германская) выделяют специальный правовой институт – индемнитет, позволяющий возместить вред от действий третьих лиц, возникающий как при наличии договорных отношений, так и в случае возникновения деликтов.

Во многих прецедентных постановлениях ЕСПЧ закреплен подход, согласно которому решающим фактором при определении нарушения норм Европейской конвенции служит чрезмерность бремени, налагаемого на частное лицо при вмешательстве (бездействии) государства. Критерием для установления чрезмерности является то, какие общественные интересы преследовались, насколько выбранные государством средства были оправданы этими интересами и имеет ли причиняемый государством вред индивидуальный характер (т.е. выходит за рамки нормального и предвидимого общественного риска) или распределяется между всеми членами гражданского общества, пострадавшими от таких действий.

Следует признать, что к настоящему времени не выработано единого подхода в сфере материально-правовых и процессуальных механизмов возмещения вреда. Однако на основе сравнительного анализа существующих законодательных моделей можно выделить два основных пути решения:

1) классический гражданско-правовой, закрепленный в отдельном законе или ГК РФ, предполагающий возмещение вреда в полном объеме с помощью гражданско-правовых процедур, в которых устанавливаются все атрибуты генерального деликта;

2) деликтно-правовой, предполагающий принятие специального нормативного акта о возмещении вреда, причиненного действиями публичной власти. При реализации такой модели закон опосредует схему компенсации различных видов вреда по определенной таксе посредством судебной процедуры.

В целом можно отметить несколько направлений воздействия на национальное право постановлений Европейского суда. Первое. Это обязательства, взятые на себя государством-участником в соответствии с Конвенцией. Например, в соответствии со ст. 1 Конвенции государства-участники обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, закрепленные в Конвенции. Или же в соответствии с п. 1 ст. 46 государства-участники обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Второе. Это политическая ответственность государств перед Советом Европы в случаях периодического нарушения конвенционных норм. Третье. Это добровольное выполнение мер, вытекающих из постановления Суда и необходимых для исполнения, например проведение соответствующих реформ в законодательной сфере и т.д. В этом случае постановление Суда выступает основой, дающей толчок к проведению определенных реформ соответствующим государством, либо постановление Суда в некоторых случаях помогает преодолению пробелов в национальном праве.

Таким образом, 3 ноября 1998 г. постоянно действующий Европейский суд по правам человека начал свою работу. Данная судебная система обязывает государства признавать право индивидуальных обращений в Единый суд, признавать его обязательную юрисдикцию без истечения сроков давности, а также внесла некоторые новеллы в порядок выборов членов суда.

Определяющее значение в защите прав и свобод человека на территории государств – участников Совета Европы имеют национальные судебные и иные органы и национальные правовые системы. С другой стороны, рассматривая жалобу о нарушении какого-либо права, защищаемого Конвенцией, Суд не может не обратиться к нормам внутреннего права, имевшим значение в данном деле, равно как и к судебной практике данного государства, а решение Суда по жалобе, каким бы оно ни было, по определению, приобретает характер оценки этих норм и правоприменительных актов. Не следует преуменьшать реальное влияние, которое Суд оказывает таким путем на внутренний правопорядок государств-участников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Мотив и цель преступления
В соответствии с данными психологии все действия человека обусловлены определенными мотивами и направлены на определенные цели. Это в полной мере касается и уголовно-правового поведения. Не случайно уголовно-процессуальное законодательство включает мотивы преступления в число обстоятельств, составл ...

Прекращение права при совершении земельного правонарушения
Земельные правонарушения, являющиеся основания для изъятия земельных участков, определены в ст. 45-47 ЗК РФ: использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 ЗК РФ; использование земельного ...

Особенности правовой системы США
Английские поселенцы, обосновавшиеся на территории США, при­несли с собой и английское право. Начиная с 1607 г. - даты образо­вания первой колонии-оно считалось единственным действующим пра­вом; обычай и традиции местного вытесняемого населения игнорирова­лись как нечто нецивилизованное и враждебно ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru