Юриспруденция » Административный процесс, сущность и виды » Субъекты административного процесса, административно-юрисдикционной деятельности

Субъекты административного процесса, административно-юрисдикционной деятельности

Страница 1

Законодательство содержит административно – процессуальные нормы, определяющие круг субъектов административного процесса, их процессуальные права и обязанности, принципы рассмотрения дел и ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, на базе которых возникают и реализуются административно-процессуальные отношения.

Источниками, содержащими такие нормы, являются Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях и другие нормативные правовые акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности.

Субъект административного процесса – это сторона в процессе, защищающая свой законный, как она полагает, интерес, свое право, оспариваемое или нарушаемое другой стороной. Естественно, каждая сторона обладает совокупностью процессуальных прав и обязанностей, находясь в корреспондирующих отношениях с другой. Но характер этих прав и обязанностей, а также их объем различны, поскольку в каждом отдельном случае правовое положение участников процесса различно. Это зависит от материальной нормы, применяемой в рассматриваемом случае, особенностей административного процесса для данной отрасли права.

Как и в любом административном правоотношении, одной из сторон административно-процессуального отношения всегда является орган (должностное лицо), осуществляющий государственно - властную деятельность. Обычно это орган исполнительной власти (например, государственная инспекция), в отдельных случаях – суд, судья. Эти компетентные органы (должностные лица) вправе издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела, - они составляют протоколы, принимают постановления, отменяют и изменяют их, исполняют постановления, выступая при этом в двух качествах: как инстанция, разрешающая дело, и как сторона административного процесса. В том случае, когда орган управления не уполномочен разрешать дело (например, при обжаловании его действий в вышестоящую инстанцию), он выступает как сторона административного процесса.

Другой стороной процесса являются лица, защищающие свои права (интересы); граждане, государственные, негосударственные организации, их должностные лица, органы прокуратуры (например, принося протест в порядке общего надзора на административное взыскание), а также субъекты, участвующие в процессе в качестве свидетелей, экспертов, потерпевших, лиц, представляющих интересы государственных и общественных организаций или граждан.

В административном процессе могут участвовать государственные органы – органы управления, органы прокуратуры, суды, уполномоченные должностные лица, граждане, иностранные граждане, лица без гражданства.

Названные субъекты обладают правосубъектностью и в установленном порядке вступают в административно-правовые отношения. Учитывая характер подобных правоотношений, следует осознавать, что обязательными участниками (стороной) могут быть уполномоченные органы (лица), представляющие интересы государственной власти (руководители исполнительных органов, судьи, прокуроры). Участие же других сторон определяется специальными процедурами.

В административном праве доминируют отраслевая и специальная правосубъектность, характеризующая положение участников правоотношений.

Оценивая административно-процессуальную правоспособность необходимо исходить из следующих положений:

- субъект может быть стороной административного процесса, если это предусмотрено законодательством Республики Казахстан и затрагиваются его права, обязанности и охраняемые законом интересы;

- стороной или участником процесса он становится когда проявляет юридическую заинтересованность в исходе дела.

Для участия в процессе в качестве полноправного субъекта учреждение, граждане должны обладать административно-процессуальной правоспособностью. Так, органы санитарного, экологического надзора правомочны давать заключения, на основании которых определяются требования к лицензионным видам деятельности, а также лицензируемых видов деятельности. [16, с.39]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Возмещение судебных расходов
В гражданском процессуальном законодательстве кроме термина "распределение судебных расходов" употребляется термин "возмещение судебных расходов", под которым понимается возмещение сторонам судебных расходов из средств бюджета (ст. 141 ГПК) и возмещение государству судебных расх ...

Место закладной в системе ценных бумаг
Как известно, экономическая ценность любой ценной бумаги определяется прежде всего содержанием закрепляемого ею имущественного права. Закладная закрепляет право на получение исполнения по денежному обязательству, т.е. право на получение соответствующей денежной суммы, возврат которой обеспечен зало ...

Понятие и содержание объекта преступления
Объектомпреступления являются те охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым при совершении преступления причиняется или может быть причинен ущерб. Их перечень дается в ст.2 УК и в наименованиях глав Особенной части УК. Это отношения, обеспечивающие мир и безопасность человечества ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru