Юриспруденция » Административный процесс, сущность и виды » Субъекты административного процесса, административно-юрисдикционной деятельности

Субъекты административного процесса, административно-юрисдикционной деятельности

Страница 3

- лица, привлекаемого к административной ответственности;

- потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный ущерб;

- свидетеля;

- лица, защищающего права и интересу других лиц.

Для участия в процессе в качестве полноправного субъекта гражданин должен обладать административно-процессуальной правоспособностью, которая неразрывно связана с его правоспособностью. Поэтому гражданин может быть стороной административного процесса во всех случаях, когда затрагиваются его права, обязанности, охраняемый законом интерес. Административно-процессуальная дееспособность граждан определяется исходя из содержания материальных отношений (жилищные, трудовые, налоговые, административные, дисциплинарные и т.п.). Как известно, административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста и по состоянию здоровья являющиеся вменяемыми.

Административно - процессуальный статус гражданина, выступающего в процессе в качестве одной из его сторон, определяется двумя основными юридическими признаками: 1)юридическая заинтересованность в исходе дела; 2) распространение на гражданина всех правовых последствий принятого решения по конкретному административному делу.

Положение граждан в административном процессе определяется спецификой взаимоотношений между управленческим аппаратом и личностью. Отношения между исполнительным органом, должностным лицом и гражданином по поводу реализации прав возникают обычно по инициативе последнего. Отношения по поводу исполнения гражданином обязанностей могут складываться как по его инициативе, так и соответствующих органов исполнительной власти. Особенностью производств с участием граждан является включение возможной стадии обжалования решений и действий низовых органов управления и должностных лиц либо вышестоящему органу, либо в суд.

Государственные органы. Им принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы государственной власти, органы государственного управления, суд, прокуратура в той или иной мере наделены правом по разрешению конкретных управленческих дел. В административном процессе государственные органы могут выступать в двух качествах: как инстанция, разрешающая дело (например, начальник ОВД, санитарный инспектор, охотинспектор, рыбинспектор и т.д.), и как сторона административного процесса (например, должностное лицо, действия которого обжалуются в вышестоящий государственный орган или суд). При этом закон обязывает это должностное лицо представлять необходимые доказательства, давать объяснения по возникшему делу, не препятствовать процессу. В тех делах, которые возникают в связи с совершением административного проступка, стороной административного процесса является должностное лицо, составившее соответствующий протокол о правонарушении.

Мы согласны с мнением профессора А.П. Коренева, что понятие органа государственного управления может быть определена как структурно оформленное самостоятельное образование, исполняющая деятельность в целях решения задач общества в сферах хозяйственного, социально-культурного, административно-политического строительства и в межотраслевых сферах государственной деятельности. [18, с.61-85]

Органы прокуратуры также довольно часто являются сторонами административно-процессуальных отношений. Их правовой статус регламентируется специальным актом и КоАП РК. Так, прокурору предоставлено право проверять законность применяемых к гражданам мер воздействия за административные правонарушения, приносить протесты в порядке общего надзора на незаконный акт управления, на административное взыскание, вынесенное в нарушении требований закона, опротестовывать незаконные действия должностных лиц, а также ряд других процессуальных прав. При этом Закон Республики Казахстан "О прокуратуре" от 21 декабря 1995 года определяет порядок принесения протеста, а также обязанности органа управления рассмотреть протест в установленный срок. [19]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Применение судами сроков исковой давности по делам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений
В судебной практике сформировалась определенная система защиты прав граждан на проживание в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях. В юридической литературе отмечается, что единого понимания природы иска о выселении, а вместе с ним возможности применения сроков исковой давности ...

Понятие источников уголовно-процессуального права
Происходящая в России правовая реформа влияет не только на количество институтов уголовно-процессуального права, но и на иное качественное понимание отдельных понятий, употребляемых в науке и законодательстве. В связи с этим особый интерес предоставляет одно из таких понятий - «источник права». Сле ...

Особо квалифицирующие признаки умышленного причинения тяжкого вреда здоровью
Законодатель отнес к особо квалифицирующим признакам анализируемого преступления совершение его группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ). Следует отметить, что аналогичные признаки появились во многих статьях Уголовного кодекса в си ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru