Юриспруденция » Анализ понятия и юридической значимости международных договоров » Республика Беларусь и международные договоры

Республика Беларусь и международные договоры

Страница 1

27 июля 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь издал Декларацию о государственном суверенитете Республики Беларусь. Определенное внимание в Декларации было уделено международному праву. Так, в Преамбуле была торжественно провозглашен полный государственный суверенитет Республики Беларусь, "действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами" [17]. Таким образом, Республика Беларусь выразила opinio juris в отношении Всеобщей декларации прав человека. Многие положения Всеобщей декларации впоследствии были трансформированы в Конституцию Республики Беларусь, равно как и положения Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь имела статус конституционного закона, который она утратила со вступлением в силу Конституции Республики Беларусь 30 марта 1994 г.

Статья 8 Конституции Республики Беларусь гласит: "Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, в соответствии с нормами международного права она может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции". Статья 18 Конституции предусматривает, что "Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права".

В законодательстве республики в вопросе международного права наблюдается определенный прогресс. С 1990 г. в Республике Беларусь было издано значительное число законов, содержащих отсылки к международным договорам. Большинство законов включают статью о приоритете положений международных договоров Республики Беларусь в случае коллизии с положениями законов.

Можно привести следующую схему иерархического соотношения нормативных актов, входящих в правовую систему Республики Беларусь [17]:

1) общепризнанные принципы международного права;

2) Конституция Республики Беларусь;

3) ратифицированные договоры;

4) законы, декреты, указы Президента, международные обязательства Республики Беларусь, вытекающие из договоров, не подлежащих ратификации, и обычных норм международного права;

5) акты межгосударственных образований, участником которых является Республика Беларусь, подзаконные нормативные акты, принятые Советом Министров, Верховным судом, Высшим хозяйственным судом, Генеральным прокурором.

Кроме Конституции немаловажное значение имеет Закон Республики Беларусь "О международных договорах Республики Беларусь" от 23.07.2008г. (далее Закон): он определяет место международных договоров в системе белорусского права, органы, имеющие право заключать подобные договоры, порядок ратификации международных договоров и т.д. В частности, Закон подробно регулирует такие вопросы как порядок заключения, выполнения, прекращения и приостановления действия международных договоров, а также порядок регистрации в международных органах, хранения подлинников международных договоров и официальной публикации. Закон содержит положения о подготовке проектов международных договоров, в соответствии с которыми государственные органы Республики Беларусь имеют возможность проведения консультаций с органами иностранного государства или с международной организацией в целях определения возможности заключения международного договора, уточнения намерений сторон относительно объекта, цели и содержания международного договора, а также определения предварительного порядка и сроков работы по подготовке проекта международного договора. В статьях Закона уточнено содержание обоснования целесообразности заключения международного договора, которое должно содержать оценку финансовых и (или) экономических, политических и иных последствий для Республики Беларусь в случае заключения международного договора. Законом определены основания для ратификации международных договоров и порядок правопреемства Республики Беларусь в отношении международных договоров СССР. Закон включает положения о поправках к международным договорам, в него включены положения, закрепляющие функции государственных органов Республики Беларусь в отношении международных договоров государства [3].

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Сроки исковой давности в зарубежном законодательстве
Международного эквивалента для сроков исковой давности не существует, в законодательстве различных стран вопрос о сроках исковой давности решается по-разному. Так, например, по мнению профессора И.А. Фаршатова значительно превышены сроки исковой давности в ФРГ и Франции (до 30 лет), Великобритании ...

Экспериментальный метод
Это ведущий метод в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент в основном применяется в научных исследованиях, а также п ...

Письменная форма сделки
Письменной следует признать сделку, совершенную путем составления документа, в котором письменными знаками изложено содержание сделки, указано наименование сторон. Такой документ подписывается лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными лицами. Двух- и многосторонние ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru